Здравоохранение в Российской Федерации сейчас является одним из приоритетных направлений развития. Об этом говорится в соответствующих нормативных актах (федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Эти же законы определяют и финансовые основы системы здравоохранения России: они разграничивают полномочия в вопросах охраны здоровья между органами государственной власти (т. е. федеральными/региональными властями) и органами местного самоуправления, которые, напоминаем, в соответствии с главой 8 Конституции РФ являются самостоятельными и независимыми от органов государственной власти. Разграничение полномочий означает априори еще и определение источников финансирования, разграничение финансового обеспечения в вопросах охраны здоровья. Пример: парламент Иркутской области в целях упорядочения взаимоотношений между региональными органами власти и муниципальными органами принял закон от 05.03.2010 № 4-оз «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». Рассмотрим данный документ.
Бесплатное оказание медицинской помощи в регионе производится в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств обязательного медицинского страхования.
На здравоохранение на территории Иркутской области выделяется на данный момент времени около 52 млрд руб. Расходы на здравоохранение выросли с 2010 г. почти на 30 млрд. Следует отметить, что рост расходов привел и к изменению их структуры: если первоначально средства бюджетов были доминирующими — почти 56 % (16 % давал федеральный бюджет, регион выплачивал такие же 16 %, а местные бюджеты финансировали сразу 23 %), то сейчас основа — это средства обязательного медицинского страхования (75 %). Причина: сокращение финансовых обязательств федерального центра, передача части полномочий по финансированию данных вопросов на плечи регионального или муниципального бюджета. Отметим еще и тот факт, что муниципальный бюджет на данный момент времени в Иркутске (как, впрочем, и во всей России) является дефицитным и проблемным: только несколько субъектов Федерации могут обеспечить бездефицитность муниципалитетов. Введение налога на имущество физического лица в 2016 г. не сильно изменило существующую ситуацию. В результате муниципальный бюджет просит помощи у регионов или заключает кредитные договоры с крупными банками. Для расплаты с имеющимися долгами муниципалитеты вступают в новые кредитные отношения, реструктуризируя старые долги за счет новых. Такая «круговая система» приводит к тому, что муниципалитеты теряют свои финансовые возможности по финансированию муниципального здравоохранения.