Налоговые льготы, принадлежащие к элементам как прямых, так и косвенных налогов, с одной стороны, противоречат понятию справедливости, а с другой — служат одним из основных инструментов, позволяющих скорректировать неравенство как юридических, так и физических лиц [8; 9]. По мнению экономистов, применение налоговых льгот является обоснованным только тогда, когда сам плательщик не может уплатить исчисленную сумму налога, несмотря на потребление социальных услуг государства по принципу равенства получения [10; 11]. В данном случае налоговые льготы могут повлиять на снижение неравенства налогоплательщиков, что, в свою очередь, характеризует главный подход к понятию справедливой налоговой системы государства [12; 13]. Следовательно, преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусматривают неполную уплату налогов или полное (частичное) их освобождение. При этом общий вектор социального равенства должен предусматривать дифференцированный подход с учетом характера платежеспособности различных групп населения.
Экономическая самостоятельность любого гражданина и его ответственность за самообеспечение являются важнейшими факторами современного государства. Подоходное налогообложение граждан в данном контексте должно осуществляться не только в качестве фискальной функции, но и социальной [1; 2]. В России на протяжении десятилетий экономисты дискутируют относительно возврата законодательства по налогу на доходы физических лиц от плоской шкалы, действующей с 2001 года, к прогрессивному налогообложению [3; 4]. Между тем на уровне государства данный вопрос остается открытым [5]. Философский подход к понятию справедливости налоговой системы основывается на всеобщем равенстве субъектов отношений [6; 7]. В историческом аспекте сформированные принципы по отношению к распределению налоговой нагрузки основываются на принципе эквивалентности и платежеспособности налогоплательщиков.
Следует отметить, что российская налоговая система содержит определенный порядок предоставления налоговых льгот, прежде всего в отношении физических лиц. Однако, по нашему мнению, действующие налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) не соответствуют общему подходу в теории справедливости налогообложения. В частности, размер предоставляемых стандартных налоговых вычетов подлежал пересмотру в 2016 году и позднее не индексировался. Так, на первого ребенка в семье стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 1400 руб. за каждый месяц календарного года на каждого из родителей. На второго — 1400 руб., а на третьего и последующих — 3000 руб. [14]. При этом пороговое значение, в свою очередь, ограничивается размером полученного дохода налогоплательщика не свыше 350 тыс. руб. за налоговый период.