По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Расчетное определение ресурса шин грузового автомобиля

Х. А. Фасхиев профессор, д-р техн. наук, ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа, Российская Федерация, E-mail: faskhiev@mail.ru

Предложена формула расчета ресурса шин автомобиля, учитывающая удельный износ шин и его динамику по мере увеличения пробега, степень нагруженности, давление в шинах, дорожно-климатические условия, среднюю техническую скорость автомобиля. Применение данной формулы позволить объективно планировать потребность в шинах, более точно рассчитывать эксплуатационные затраты на шины. Даны рекомендации по практическому применению предлагаемой формулы.

Литература:

1. Ипатов М.И. Технико-экономический анализ проектируемых автомобилей. М.: Машиностроение, 1982. 272 с.

2. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. № 1.

3. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993. 271 с.

4. Фасхиев Х.А., Баязитов Р.Б. Оценка и выбор подвижного состава автомобильного транспорта. Уфа: Изд-во «Фобос», 2021. 466 с.

5. Фасхиев Х.А., Нуретдинов Д.И. Прогнозирование ресурса и эксплуатационных затрат на шины грузовых автомобилей // Автотранспортное предприятие. 2004. № 3. — С. 46–50.

6. Экономить помогут шины Regroovable // Спецтехника. 2003. № 3. С. 12-13.

7. Автомобильные шины: Устройство, работа, эксплуатация и ремонт / В.Н. Тарновский, В.А. Гудков, О.Б. Третьяков. М.: Транспорт, 1990. 272 с.

В цене грузового автомобиля доля стоимости шин составляет около 5 %, а в структуре себестоимости перевозок доля эксплуатационных затрат, приходящиеся на шины могут достигать до 10 %. При оценке экономической эффективности коммерческих автомобилей необходимо определить затраты на шины, для чего необходимо знать их ресурс. В процессе эксплуатации автомобилей периодически возникает вопрос замены изношенных шин. На рынке покупателям предлагается широкая номенклатура разных моделей шин одной размерности. Перед потребителями стоит задача выбора наиболее эффективных шин среди конкурентных моделей. Основным критерием при выборе шин является их ресурс.

Шины работают в различных условиях при переменных нагрузках под воздействием множества факторов, поэтому на практике прогнозировать их ресурс с высокой точностью затруднительно. Факторами, влияющими на ресурс шин, являются давление воздуха в шинах, весовая нагрузка, дорожные и климатические условия, скорость движения, стиль вождения, правильная установка схождения и развала управляемых колес, регулярность техобслуживания и т. д.

В настоящее время имеется множество методов определения ресурса шин и эксплуатационных затрат на них. Хорошо известная по работе [1] формула расчета затрат на восстановление износа и ремонт шин не учитывает условия эксплуатации:

где Cш — цена комплекта шин, руб.; nш — число шин на автомобиле без учета запасных; Zш — норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега в процентах к цене одного комплекта. Эти нормы установлены в зависимости от группы, типа автотранспорта, размера шин и меняются в пределах 0,70…1,29 % / 1000 км [1].

Согласно РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств», утвержденного Министерством транспорта РФ 4.04.2002 г., норма эксплуатационного пробега шины определяется умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты

где Н — среднестатистический пробег шины, тыс. км; K1 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства; K2 — коэффициент, учитывающий условия работы транспортного средства [2].

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Расчетное определение ресурса шин грузового автомобиля. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: