Известно, что сельскохозяйственные машины состоят из большого количества деталей и, соответственно, характеризуются большим количеством ресурсных параметров, различных по природе, а при количественной оценке значений этих величин целесообразно приводить их к какой-либо одной величине [1–5]. Известно, что наиболее подходящей и универсальной величиной для оценки остаточного ресурса детали/узла/механизма будет являться наработка, измеряемая в наработанных мото-часах или в километрах прошедшего пути [6–7].
Так как данные о контролируемых параметрах предполагается обрабатывать методами математического анализа и статистической обработки, а также предполагается обработка большого массива данных с помощью современной вычислительной техники с использованием компьютерных языков программирования, то для информативности работы со значениями контролируемых параметров целесообразно представить значения контролируемых параметров в относительном виде. Остаточный ресурс же можно представить в виде оставшейся наработки.
Остаточный ресурс δTост тогда будет представлен в виде зависимости
Как отмечалось, система или ее элемент, выполняя определенные функции, характеризуются параметрами технического состояния (ПТС), которые имеют определенные закономерности изменения, изучаемые в теории надежности. Оценка и прогнозирование показателей надежности по ПТС основываются на том, что они имеют тесную корреляционную связь с наработкой изделия [8].
Известно, что изменение параметров U(t) состояния элементов сельскохозяйственной техники за наработку t в большинстве случаев описывается степенной функцией вида [9]:
где v — случайная величина, характеризующая интенсивность изменения параметра;
t — наработка (например, наработку сельскохозяйственных машин принято измерять в мото-ч);
α — показатель степени, определяющий характер зависимости изменения параметра от наработки (при α = 1 — прямолинейная функция изменения параметра, α < 1 — кривая выпуклая вверх, α > 1 — кривая выпуклая вниз).