Современные условия эксплуатации строительных машин характеризуются необходимостью поддержания их технической готовности при ограниченных финансовых ресурсах, в том числе на техническое обслуживание и ремонт. Расширение географии применения этих машин обусловливает необходимость организации своевременного и полного технического обслуживания и ремонта в различных условиях. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты расчета и техническая эффективность предлагаемых решений.
Анализ характерных отказов импортной строительной и землеройной техники, данный в работах [1, 2, 6] показывает, что подавляющее число отказов (до 68,7%) приходится на двигатели и их навесные агрегаты, 8,9% неисправностей приходится на ходовую, по 3,8%, соответственно, на гидравлику и трансмиссию, 3,6% — на электропроводку, 1,5% — на бортовой фрикцион (муфту поворота), 1,2% отказов дает бортовой редуктор, 0,9% — радиатор. Таким образом, безотказная работа строительной техники определяется в первую очередь качеством ремонта двигателя и его навесных агрегатов.
Автором проанализированы и другие подходы к классификации характерных эксплуатационных отказов двигателей, так в работах [4, 5] предлагают классификацию отказов по следующим системам, механизмам и элементам: система питания, система смазки, система охлаждения, газораспределительный механизм, цилиндропоршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, плотность соединений. Большинство отказов приходятся на топливную аппаратуру и плотность соединений.
В научной литературе предлагаются и другие системы классификации эксплуатационных отказов двигателей [3, 7, 11], однако, на взгляд автора, предлагаемые системы классификации имеют следующие недостатки:
1. Классификации отказов выполнены до уровня систем, механизмов и элементов, работоспособность которых может быть восстановлена при их частичной разборке, а не до уровня отдельного элемента, работоспособность которого можно восстановить.
2. Не учитываются стоимости восстановления работоспособности двигателей после возникновения отказа отдельного элемента.