Изменившиеся экономические и правовые условия хозяйствования привели к тому, что потребовались новые механизмы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К числу таких механизмов, в том числе, можно отнести Федеральный закон от 27.07.10 № 225‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Для его внедрения на практике необходима методическая база, в рамках которой расчеты как промежуточных, так и основных показателей риска, должны производиться в оперативном порядке, а получаемые результаты — быть легко проверяемы и максимальным образом защищены от проявления субъективизма расчетчика.
Анализ подходов международного «Руководства по классификации и определению приоритетности рисков, связанных с крупными авариями на объектах перерабатывающей и смежных отраслей промышленности» [1], представленный в [2, 3], позволил предложить для оценки частоты возникновения чрезвычайных ситуаций на стационарных объектах, использующих пожаровзрывоопасные и токсичные вещества, соотношение, удовлетворяющее указанным требованиям:
где: N — число погрузочно-разгрузочных операций в течение года (для объектов хранения воспламеняющихся газов под давлением — число хранящихся газовых баллонов, цистерн);
N0 — базовый показатель вероятности чрезвычайной ситуации для конкретного типа вещества и рода деятельности;
η — «физический» износ оборудования объекта.
Под «физическим» износом конкретного узла, механизма или агрегата понимается отношение наработанного срока (Тнар) к нормативному сроку службы (Тнорм) оборудования данного типа [4]:
Для определения износа совокупности узлов, механизмов и агрегатов (которую, по сути, представляет собой оборудование объекта) соотношение (2), естественно, неприменимо. Поэтому использование соотношения (1) на практике до решения задачи об определении «физического» износа оборудования объекта как совокупности узлов, механизмов и агрегатов невозможно.