По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.331

Расчет потерь электроэнергии модернизированного скользящего контакта тяговых двигателей в процессе эксплуатации

Хуснутдинов А. Н. ст. преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Рыбаков Р. Б. канд. техн. наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Киснеева Л. Н. ст. преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Гараева А. Р. магистрант, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

В работе приводится сравнение электрощеток серийных заводских с составными по конструктивным, надежностным и стоимостным характеристикам. Предложен метод совершенствования конструкций серийных электрощеток и построена диаграмма динамических характеристик. Приведена методика расчета потерь в электрическом скользящем контакте в процессе эксплуатации.

Литература:

1. Хуснутдинов А. Н., Идиятуллин Р. Г., Аухадеев А. Э., Филина О. А. Опыт эксплуатации электрощеток с повышенным ресурсом в реальных технологических условиях // Электротехнические комплексы и системы. – 2017. – № 1. – С. 56–59.

2. Литвиненко Р. С., Идиятуллин Р. Г., Аухадеев А. Э. Моделирование отказов электротехнического комплекса и его элементов на этапе разработки // Электротехнические и информационные комплексы и системы. – 2015. – № 4. – Т. 11. – С. 17–25.

3. Идиятуллин Р. Г., Хуснутдинов А. Н., Вдовин А. М., Попов А. В., Киснеева Л. Н. Оценка эксплуатационной надежности тяговых генераторов // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2012. – № 11-12. – С. 108–114.

4. Филина О. А., Идиятуллин Р. Г. Аппроксимация вольт-амперной характеристики щеточного контакта составной щетки с повышенным ресурсом // Современные тенденции развития науки и техники. – 2015. – № 8-1. – С. 134–136.

5. Хуснутдинов А. Н., Рыбаков Р. Б., Аллямова Н. М. Применение итерационных методов при проектировании электрических машин // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2014. – № 1-2. – С. 272–274.

6. Щуров Н. И., Вильбергер М. Е., Степанов Е. Л., Филина О. А. Вольт-амперные характеристики составных электрощеток с поперечным разрезом // Сборник научных трудов НГТУ. – 2010. – № 3. – С.123–128.

7. Валентейчик А. Г. Методология расчета потерь электроэнергии в щеточно-коллекторном узле тяговых двигателей постоянного тока // Вестник транспорта Поволжья. – 2009. – № 1. – С. 63–65.

Эксплуатация электрических машин подвижного состава предполагает периодическую замену электрических щеток, подверженных механическому и электроэрозионному износу.

Исследования, проведенные в условиях эксплуатации, показывают, что ресурс серийной электрощетки имеет значительную дисперсию, из-за влияния различных эксплуатационных факторов. Исследования показывают, что ресурс электрощетки значительно ниже по сравнению с расчетными значениями. Это объясняется влиянием неблагоприятных факторов, заложенных на заводе-изготовителе: низким качеством материалов; технологическими отклонениями (отклонение геометрии коллектора, из-за усадки изоляции); плохой настройкой зоны безыскровой работы машины; низким качеством балансировки вращающихся частей машины и др. Все эти факторы ускоряют износ электрощеток и снижают их ресурс.

Многолетние исследования показывают, что бороться с этими негативными явлениями просто невозможно, т.е. этот путь является неэффективным. Требуется большая работа по созданию более жестких нормативных актов для изготовления электрических машин; коренное обновление технологического оборудования на заводах-изготовителях и др. Необходим поиск эффективных технологических путей решения, направленных на повышение ресурса, технологичности, снижение себестоимости и повышение эксплуатационной надежности электрощеток [1, с. 56; 2, с. 17; 3, с. 108].

Рекомендуемая электрощетка принципиально отличается по конструктивным признакам и по сроку эксплуатации от существующих. Данная электрощетка является составной, в то время как существующие конструкции электрощеток цельные. Химический состав и пропорции компонентов составных электрощеток, их размеры не отличаются от серийных. Конструктивные параметры электрической машины и щеткодержателя также остаются неизменными. Это подтверждает отсутствие малейшего технологического риска при эксплуатации нового вида электрощеток [4, с. 134; 5, с. 272].

Основной идеей проекта является увеличение срока эксплуатации (ресурса) электрощеток электрических машин (дополнительно от 30 до 44%), в зависимости от их конструкции.

Для Цитирования:
Хуснутдинов А. Н., Рыбаков Р. Б., Киснеева Л. Н., Гараева А. Р., Расчет потерь электроэнергии модернизированного скользящего контакта тяговых двигателей в процессе эксплуатации. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: