Ожирение является важной причиной снижения качества и продолжительности жизни как в РФ, так и в мире. По данным на 2017 г., расчетное количество смертельных исходов, ассоциированных с наличием избыточной массы тела и ожирением, составляло 4,7 млн случаев, что стало причиной потери до 150 млн лет здоровой жизни [1]. Результаты проекта Всемирной организации здравоохранения «Изучение глобального бремени болезней» показали, что высокий индекс массы тела (ИМТ) — один из лидирующих факторов риска, ассоциированный со значимой потерей лет здоровой жизни, при этом его влияние на качество и продолжительность жизни популяции растет — с 6-го места в 2010 г. до 4-го места в 2017 г. [2].
Хорошо известно, что с ожирением ассоциировано развитие целого спектра кардиометаболических осложнений — сердечно-сосудистых (СС) заболеваний (инфаркта миокарда (ИМ), артериальной гипертензии (АГ), фибрилляции предсердий (ФП), ишемической болезни сердца (ИБС), хронической сердечной недостаточности (ХСН), инсульта и т. д.) и сахарного диабета 2 типа (СД 2 типа) [1, 3] (табл. 1). Именно эти осложнения являются основной причиной инвалидизации и смертности больных ожирением и ведут к серьезным социальным и экономическим последствиям.
Целым рядом исследователей было продемонстрировано, что при ранней эффективно подобранной терапии улучшается прогноз пациентов с ожирением и замедление процесса развития осложнений. Однако если раннее лечение и предотвращение ожирения достоверно связано с профилактикой развития СС и метаболических исходов, то воздействие на поздних стадиях уже не приводит к такому выраженному снижению риска СС катастроф и смертности [3] или даже увеличивает риск [5]. При этом экономическая целесообразность терапии на начальной стадии ожирения также доказана — несмотря на то что при таком подходе отмечается увеличение расходов на терапию непосредственно ожирения, удается достичь более выраженного снижения расходов в долгосрочной перспективе за счет предотвращения заболеваний, ассоциированных с ожирением [6–8].