В конце 2017 г. известный американский миллиардер и изобретатель Илон Маск продемонстрировал мировой общественности электрический грузовой автомобиль TESLA Semi — фуру грузоподъемностью 36 т с дальностью хода 800 км при одной зарядке бортового аккумулятора [1]. Зарядка аккумуляторов предусматривается от стационарных солнечных энергетических установок. Как утверждает изготовитель, электрическая фура дешевле и легче аналогичного грузовика с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В этом электромобиле применены литий-ионные аккумуляторы, что требует для их полной зарядки до 8 ч времени простоя. Это снижает потребительские качества грузовика. В то же время уже достигнут существенный прогресс в сокращении времени заряда аккумуляторов в полимер-графеновых аккумуляторах испанского производства. Согласно сообщению изготовителя, полимер-графеновый аккумулятор заряжается до полной емкости в течение 8–10 мин, что обеспечивает дальность хода электромобиля до 1000 км [2]. Таким образом, прогресс в электромобильном транспорте делает актуальной задачу по созданию энергоэффективных ЭЗС для электрических автомобилей, тракторов, комбайнов и других машин и механизмов.
Одна из возможных схем энергоэффективной солнечно-сетевой ЭЗС предприятия приведена на рисунке. Схема включает в себя два источника питания — промышленную электрическую сеть переменного тока неограниченной мощности, а также солнечную энергетическую установку (СЭУ), ветровую энергетическую установку (ВЭС) и «лежачего полицейского» (генерирующую дорожную рампу) постоянного тока расчетной мощности. От первого источника питание через блок АВР подается на выпрямительно-зарядное устройство, где переменный ток преобразуется в постоянный требуемого напряжения. Выпрямленным током заряжается бустерный аккумулятор, являющийся накопителем энергии в период между зарядками электромобилей. Во время зарядки электромобиля бустерный аккумулятор выдает большие токи, не допуская перегруза питающей электросети. При наличии солнечного излучения и ветра, достаточно сильного для работы ВЭУ, АВР отключает сеть, и заряд бустерного аккумулятора осуществляется через контроллер заряда батареи от СЭУ, ВЭУ и ГДР. В том случае, когда бустерный аккумулятор разряжен, а СЭУ и ВЭУ не в состоянии выработать достаточно энергии, заряд электромобилей осуществляется напрямую от промышленной сети.