Выбор профессии — занятие непростое, думаю, что, практически, каждый человек с этим согласится. Размышления на тему профориентации начинаются с раннего детства. Малыши 3–4 лет, ежедневно получающие новую информацию, меняют предпочтения по несколько раз в час, те, что постарше — раз в неделю, месяц. Недавно я пересматривала старое видео с открытого урока моей дочери-первоклассницы, где детей спрашивали, кем они хотят стать, когда вырастут. Смешно, кто в таком возрасте может определиться с профессией. А в каком — может? Трудно сказать.
Моя дочь в первом классе хотела стать воспитателем, в девятом — дизайнером интерьеров, а в 11-м — не могла выбрать между журналистикой, филологией и работой диджеем на радио. Хорошо, что нашелся вуз, в котором совместили филологию и специализацию «подготовка и ведение теле– и радиопередач». И все-равно через десять лет работы на ТВ, она сменила деятельность. Более половины ее одноклассников окончили вузы и также ушли в другую профессию.
Да что там говорить, я училась в советской школе. К нам, начиная с 8 класса, приходили представители разных вузов, училищ, техникумов и «зазывали» к себе. Помню, как в 10-м пришла женщина с Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и так красочно рассказала о своем предприятии, что мы все (у нас был очень дружный класс) решили ехать в Байкальск. Наши родители потратили немало сил и слов, чтобы убедить нас не принимать спонтанных решений. Сейчас на каждой встрече выпускников мы смеемся, вспоминая эту историю. Выбор я свой сделала (как мне тогда казалось) осознанно месяца за два до получения аттестата. Но проработала по специальности всего семь лет и поняла, что ошибалась. Пришлось переучиваться, и это уже действительно было осознанно.
Вернемся к тому давнему видео с открытого урока. Прошло почти 30 лет, и, что удивительно, нашелся все-таки один человек из класса, исполнивший свою детскую мечту. Девочка хотела стать учительницей начальных классов, после школы поступила в педагогическое училище на «начальное образование», а затем — и в институт. Сейчас работает в школе по специальности. Единственная! Из 32-х учеников. И это — то самое исключение, подтверждающее правило.