По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Радость трезвой жизни

В Церкви сейчас около восьми сотен антиалкогольных инициатив (под этим термином понимается любой род деятельности, объединяющий совершенно разные коллективы — от двух до тысячи человек). Примерно три сотни из них — это общества трезвости, две трети из которых подтвердили свой активный статус во время последнего ежегодного анкетирования. Остальные — группы, реабилитационные центры и согласия (небольшие общины, которые, к примеру, объединяются для совместной молитвы и взаимной поддержки на приходе). За минувшее десятилетие возникли инновационные формы церковного утверждения трезвости — к примеру, семейные клубы. В Русской православной церкви таковых насчитывается уже несколько десятков, а в основе их деятельности — разработанная на излете существования союзной Югославии межличностно-коммуникационная схема, предполагающая, что основной удар пьянство наносит по семье. В православном мировоззрении роль микрообщины трезвости выполняет именно семья, и соответствующее духовное окормление становится очень удобным как раз на приходе, где родные и близкие сообща посещают богослужения, участвуют в таинствах и занимаются в одной школе трезвости (разумеется, с благословения священнослужителя). Наконец, весьма динамично развиваются просветительские трезвеннические проекты. На Урале и в Западной Сибири — традиционно регионах пьющих — по «принципу противодействия» давно набрали силу антиалкогольные общественные движения. В том числе не стала исключением и церковная деятельность.

Лучшие примеры практической деятельности Русской православной церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в муниципалитетах

Транспарант с такими словами украшает ворота Реабилитационного центра при Вознесенском храме села Семеть в Кстовском районе Нижегородской области.

Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» приехал в центр к концу обеденного перерыва, когда реабилитанты готовились расходиться по послушаниям. Ответственный за небольшой скотный двор молодой человек Илья вызвался быть провожатым по территории. Осмотрев кирпичные фасады храма в некогда богатом селении, мы приблизились к птичнику. Здесь и повстречались с духовником реабилитационного центра настоятелем Казанского храма в соседнем селе Великий Враг протоиереем Александром Николаевым.

— Тут у нас словно небольшой вертеп: козы и овцы, есть кролики, индюки. Бройлеров выращиваем. Во время поста куриные и перепелиные яйца остаются, торгуем ими помаленьку. Когда зависимые занимаются с животными — меняются на глазах: ощущают ответственность за чужую жизнь, — отец Александр проводит экспресс-экскурсию по помещениям.

Наверху замечаю несколько спортивных тренажеров. До недавнего времени здесь был спортивный зал, но за него реабилитанты, как они сами выражаются, получили от Госпожнадзора нагоняй. Занятия спортом теперь придется переместить в новостройку — культурно-бытовой корпус, а по сути большую благоустроенную избу-коттедж, где, помимо спортзала, разместятся актовый зал и кухня с трапезной.

— Сруб нам пожертвовали, собрали мы его самостоятельно, — рассказывает провожатый. — Вообще, дел невпроворот. Зимой баня сгорела — надо новую ставить. Мастерские с небольшим производством хорошо бы разместить, площади позволяют. Это не говоря о ремонте и реставрации самого храма…

Сооруженная еще до Отечественной войны 1812 года внушительная церковь некогда богатому селу была отнюдь не велика. Это теперь храм приписан к другому приходу, а молятся в нем в основном сами реабилитанты да сотрудники центра. Штат учреждения небольшой: сам отец Александр, администратор (местный житель), психологи и педагог по… авиамоделированию.

Для Цитирования:
Дмитрий Анохин, Радость трезвой жизни. Глава местной администрации. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала