С 1 января 2026 г. коренным образом меняются правила исполнения импортерами обязанности по утилизации отходов. При каждой поставке товаров импортер обязан будет производить очень непростые действия, подтверждающие факт исполнения его обязанностей по утилизации либо подтверждающие его намерение утилизировать отходы от ввозимых товаров и упаковки в дальнейшем. К сожалению, сегодня этот вопрос поднимается общественными организациями, но никоим образом не освещается регуляторами, которые не организуют дискуссию и не участвуют в ней. Росприроднадзор и Минприроды на письма, которые направляются с целью получить разъяснения, дают совершенно формальные ответы, в лучшем случае со ссылками на те или иные нормативно-правовые акты. В постановлении об эксперименте (Постановление Правительства РФ от 01.06.2024 № 750 «О проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке». — Прим. ред.) сказано, что в сентябре 2025 г. должны быть подведены какие-то итоги, но до сентября осталось не так много времени, и мы не понимаем, как они будут подводиться, на основании какого анализа. Поэтому первая просьба к Торгово-промышленной палате РФ: обратиться в Минприроды и Росприроднадзор с просьбой организовать рабочую группу по обсуждению предварительных результатов этого эксперимента (мы об этом просим уже второй год) и по подготовке к введению с 1 января 2026 г. новой формы ответственности за утилизацию отходов, так как вопросов очень много.
Так, остаются отрытыми вопросы по упаковке. Данные по упаковке, которые мы используем в декларации на товары, — это не те данные, которые мы должны подавать в экологической отчетности. Данные, которые мы должны подавать в экологической отчетности, относятся к весу брутто, к видам упаковки, а именно к потребительской упаковке, потому что речь идет об утилизации отходов от использования товаров, а не о транспортной таре. Эти данные у нас есть в статистических формах, которые мы подаем отдельно. И для того чтобы правильно и быстро заполнить все эти сведения во время таможенного оформления, мы должны «вручную» брать данные со склада, поскольку только на складе в нашей внутренней статистической учетной системе есть вся информация об упаковке, которая требуется. Так как до сегодняшнего дня, за исключением товаров и упаковки, которые участвуют в эксперименте, формы отчетности подаются не ежедневно, а 1 раз в год или 1 раз в квартал, то подготовить такие формы за длительный период сложно, но выполнимо. А что будет с 1 января 2026 г., когда нам придется при каждой поставке заполнять эти формы? Это будет очень сложно, боюсь, что возникнут серьезные риски нарваться на штрафы. И хочу довести до вашего сведения, что на https://regulation.gov.ru был размещен законопроект (разработчик Минприроды) о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в связи с принятием Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ID проекта 01/05/04-25/00156343. — Прим. ред.). Законопроектом уточнены составы административных правонарушений, и все, о чем мы сегодня говорим, будет являться угрозой для каждого участника внешнеэкономической деятельности, потому что штрафы очень большие.