По мнению авторов доклада, главный запрос к человеку на горизонте ближайших лет — на самостоятельность (или агентность), то есть способность эффективно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни при отсутствии принуждения и контроля, что, например, было характерно для XX века.
Согласно приведённым в докладе данным, в настоящее время компании заинтересованы именно в инновационном и проактивном поведении работников. Они инвестируют преимущественно в тех сотрудников, которые предлагают собственные инициативы по улучшению бизнес-процессов. Другой тренд — переход работников на нестандартные формы занятости, такие как sidepreneurship (ведение собственного бизнеса с сохранением корпоративной занятости) и фриланс. Всё это подтверждает главную мысль доклада.
Эксперты отмечают, что в России наблюдается «сильный дефицит самостоятельности» у населения. Согласно новейшим исследованиям, реализация частных инициатив оказывает благоприятное влияние на общество, поэтому необходимо включить предпринимательство в центр повестки социально-экономического развития России.
По мнению авторов доклада, университеты могут стать основными драйверами развития самостоятельности. Сегодня в мире в целом заметна тенденция к расширению трактовки феномена «вузов» как таковых. Они включают в себя уже не только традиционные функции («поставка» знаний и рабочей силы), но и совершенно новые, связанные с ролью университетов в контексте предпринимательской экосистемы. Авторы пишут, что секрет успеха «предпринимательских университетов» не в том, что они разработали более эффективные административные регламенты или удачно провели формальные преобразования организационной структуры, а в том, что они смогли привлечь и развить позитивный потенциал самостоятельности у своих сотрудников и студентов.
По мнению экспертов, чтобы сделать обучение предпринимательству в российских вузах эффективным, необходимо отталкиваться от специализации университетов, ориентироваться на запросы студентов, формулировать чёткие требования к результатам обучения, отбирать в качестве педагогов на курс преимущественно тех преподавателей, которые имели бизнес-опыт, а также применять практики и методики, эффективность которых подтверждается мировым опытом и результатами исследований.