«В России служение культуре и искусству абсолютно справедливо считается важнейшей миссией, прежде всего за колоссальный вклад в образование и просвещение, укрепление духовных и нравственных основ общества, в сбережение и приумножение нашего богатейшего культурного наследия».
В.В. Путин [1]
Приступая к чтению статьи, читатель может задаться вопросом, каким образом термин «стратегия» применим к учреждениям культуры и искусства? «Стратегия» от греческого — успешное управление полководцем. В данной статье мы будем рассматривать стратегию развития учреждений культуры. Стратегия развития — это логически обоснованное и сбалансированное по времени и ресурсам описание целевого состояния организации и совокупности способов его достижения с указанием состава, последовательности действий и необходимых для их реализации материальных и нематериальных ресурсов. Википедия трактует стратегию как искусство ведения войн, т.е. военный термин. Только с 50-х гг. 20-го века термин «стратегия» стал применяться в теории управления. Одно из первых определений «стратегии» дал экономист А. Чандлер, охарактеризовав ее как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для утверждения этих целей».
Стратегия:
— ориентирована на долгосрочную перспективу;
— опирается на ресурсы организации;
— учитывает изменения внешней среды;
— предусматривает иные пути развития организации в случае изменения внутренней и внешней среды;
— мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижении поставленной цели.
Концепция стратегии была разработана американскими учеными А. Чандлером, К. Эндрюсом, И. Ансоффом в начале 20-го века. Можем ли мы употреблять термин «стратегия» применительно к культурной отрасли, непосредственно к учреждениям культуры — театрам, музеям, выставочным залам, культурным центрам? Обратимся к такому важному документу, как «Стратегия государственной культурной политики 2016 года».