Подростки — одна из самых сложных целевых аудиторий музея, которую сложнее всего вовлечь в музейную жизнь. Не всегда музей рассматривается ими как пространство для получения новой, полезной информации, для творчества, самореализации, общения. Поэтому сегодня музеи ищут новые формы взаимодействия с подростками.
Привлечение подростковой аудитории является актуальной задачей. Именно в этом возрасте складываются досуговые предпочтения и прививаются культурные практики, которые в дальнейшем определяют досуг взрослых людей. Кроме того, подростковая аудитория способна привлекать новых посетителей из числа своих друзей.
Очень важны изучение и анализ музейных проектов, реализованных для подростков, ведь успешный музейный опыт может перениматься другими культурными учреждениями. Новые механизмы и технологии позволят музею стать более открытым и доброжелательным к подросткам, привлечь эту аудиторию.
В данной статье рассмотрены успешные музейные проекты в работе с подростками, а также выделены основные параметры, которым нужно следовать музеям при взаимодействии с данной аудиторией.
Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в развитии человека. Кризис подросткового возраста связан не только с физиологическими изменениями, но и c изменениями в психике, поведении и самоидентификацией: претензиями на взрослость и признание, развитием самосознания, стремлением к социальному и личностному самоопределению. Сегодня далеко не все музеи учитывают интересы и потребности современных подростков. Современные подростки способны быстро и без усилий найти и усваивать новую информацию, что делает их интеллектуальное развитие более интенсивным, чем в прошлом. Если для подростков предыдущих поколений музей был одним из основных источников информации наряду с книгами и посещением учебных учреждений, то сегодня Интернет дает массу возможностей для поиска ответов на вопросы, и информация, которой делится музейный экскурсовод, становится уже неактуальной.
Важной составляющей современного подросткового возраста является общение со сверстниками. Если у подростка не сформирован образ музея как места, где можно обсудить какие-либо темы со сверстниками, учреждение может восприниматься этой аудиторией как далекое от современной жизни и их собственных интересов место. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: он стремится к самостоятельности и хочет оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, что тоже важно учитывать.