Ортодонтия — раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии, диагностики, методов профилактики и лечения зубочелюстных аномалий [2]. Преимущественным объектом вмешательств в ортодонтии является жевательно-речевой аппарат детей, подростков и взрослых (рис. 1).
Исправление прикуса не несет болезненных ощущений, но требует терпения, внимания и времени. Процесс коррекции при ортодонтии идет естественным путем в отличие от методов, которые используют врачи-стоматологи других специальностей.
Возможности современной ортодонтии позволяют корректировать прикус и выравнивать зубы пациентам любого возраста. Помехой может служить состояние зубов и ротовой полости и сопутствующие заболевания, которые можно предварительно вылечить у врача-стоматолога-терапевта [1].
Первым этапом ортодонтического лечения является первичный прием (осмотр, консультация, ответы на вопросы пациента). Врач-ортодонт предлагает возможные варианты исправления дефектов зубного ряда, информирует о длительности и стоимости лечения. Наш областной центр ортодонтии и детского зубопротезирования оказывает ортодонтическую помощь детям, подросткам и взрослому населению г. о. Самары и Самарской области. Прием ведется по направлениям из территориальных медицинских организаций города и области. В нашем центре проводится лечение детей, подростков, взрослых с аномальными положениями зубов и неправильным прикусом.
С точки зрения философии сестринского дела, даже самый маленький пациент прежде всего рассматривается как личность. Медицинская сестра является ближайшим помощником врача-ортодонта, она принимает непосредственное участие во всех процессах лечебно-диагностической и профилактической работы (рис. 2).
Главная особенность моей работы — работы медицинской сестры ортодонтического кабинета — заключается в том, что пациентами в большинстве случаев являются дети и подростки. В основе работы лежит принцип уважения достоинства и права пациента. Перед началом медицинских вмешательств с каждым пациентом проводят психологическую беседу, которая заключается в достижении взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентом. В процессе беседы пациента мотивируют на положительный результат лечения, предупреждают о сложности и длительности процесса лечения, об особенностях ухода за зубами и ортодонтическими аппаратами, о некоторых ограничениях в питании. Наличие на зубах брекетов создает дополнительные пункты отложения зубного налета и затрудняет чистку зубов (рис. 3).