По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2:005.934.4

Работа геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС

А. В. Дунаев канд. техн. наук, ФГБНУ «ГОСНИТИ», E-mail: dunaev135@mail.ru

В статье рассмотрены особенности работы геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС.

Литература:

1. Виноградова И. Э. Противоизносные присадки к маслам. — М.: Химия, 1972. — 272 с.

2. Дунаев А. В. и др. Гипотезы механизма действия ремонтно-восстановительных серпентиновых трибопрепаратов // Нанотехника. — 2012. — № 4 (32). — С. 58–63.

3. Заславский Ю. С. Трибология смазочных материалов. — М.: Химия, 1991. — 240 с.

4. Сокол С. А., Дунаев А. В. Формирование катализатором Evolution в зонах трения алмазоподобных углеродных пленок. Материалы межд. конф. «Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материало ведении и мехатронике». — Ново черкасск, 2011. — С. 141–145.

5. Костомахин М. Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля / М. Н. Костомахин, А. В. Дунаев // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2016. — № 2. — С. 15–20.

6. Костомахин М. Н. Возможность применения датчиков в системе мониторинга сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Инновации в сельском хозяйстве. — 2016. — № 4 (19). — С. 29–34.

7. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии // Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

Смазочные среды в сопряжениях трения должны обеспечивать антиизносные, антифрикционные и антикоррозионные действия [1, 3–5]. А моторные масла должны также обеспечивать и нейтрализацию кислых продуктов от сгорания сернистых топлив. Для этого используют сбаланированными пропорциями пакеты присадок для придания маслам для ДВС высоких моторных свойств.

Подспорьем к присадкам, вводимым в базовые масла при изго товлении товарных масел, являются добавки — профилактические и ремонтно-восстановительные трибопрепараты [2, 4, 5], не взаимодействующие с маслами, — с их доставщиками, но работающими с поверхностями трения.

Механизмы работы присадок и трибопрепаратов.

Механизмы работы трибопрепаратов исследованы мало.

По аналогии с компонентами масел и их присадок [1] трибопрепараты на конкурентной основе могут действовать по таким механизмам:

А. Физическая адгезия (от adhaesio — «прилипание») твердых и жидких тел под действием сил Ван-дер-Ваальса межмолекулярного взаимодействия; эта адгезия действует до температур десорбции их компонентов (для масел и присадок — 120–150 °С). Энергия физической адгезии не превышает 10 ккалмоль адсорбированного вещества, а хемосорбции — в 2–3 раза выше [1].

Количественно адгезия оценивается удельной (к площади поверхностей) работой, затрачиваемой на отделение тел, и зависит от способа отделения: сдвигом или отрывом. Адгезия может быть и сильнее сил сцепления частиц в теле, когда отрыв происходит внутри наименее прочного из соприкасающихся тел. Адгезия происходит, например, при окрашивании, склеивании, лужении, паянии, сварке.

Адгезия компонентов масла и присадок происходит лучше, если их макромолекулы полярны с большим числом химически активных функциональных групп, прочно удерживаются одним концом в своей трибосреде, а другим — поверхностью металла и образуют ориентированный мультимолекулярный ворс. Поэтому для повышения адгезии масел в состав присадок вводят активные компоненты, производят электростатическую и иную обработку масел. Но в некоторых случаях адгезия повышает трение из-за увеличения сопротивления сдвигу приповерхностных слоев смазки и даже может повышать износ.

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, Работа геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: