По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2:005.934.4 DOI:10.33920/sel-10-2109-06

Работа геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, г. Москва, Россия
Дунаев А. В. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, г. Москва, Россия, E-mail: dunaev135@mail.ru

В статье рассмотрены особенности работы геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС.

Литература:

1. Виноградова И. Э. Противоизносные присадки к маслам. — М.: Химия, 1972. — 272 с.

2. Дунаев А. В. и др. Гипотезы механизма действия ремонтно-восстановительных серпентиновых трибопрепаратов // Нанотехника. — 2012. — № 4 (32). — С. 58–63.

3. Заславский Ю. С. Трибология смазочных материалов. — М.: Химия, 1991. — 240 с.

4. Сокол С. А., Дунаев А. В. Формирование катализатором Evolution в зонах трения алмазоподобных углеродных пленок // Материалы межд. конф. «Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатронике». — Новочеркасск, 2011. — С. 141–145.

5. Костомахин М. Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля / М. Н. Костомахин, А. В. Дунаев // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2016. — № 2. — С. 15–20.

6. Костомахин М. Н. Возможность применения датчиков в системе мониторинга сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Инновации в сельском хозяйстве. — 2016. — № 4 (19). — С. 29–34.

7. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

Смазочные среды в сопряжениях трения должны обеспечивать антиизносные, антифрикционные и антикоррозионные действия [1, 3–5], а моторные масла — также и нейтрализацию кислых продуктов от сгорания сернистых топлив. Для этого используют пакеты присадок сбалансированными пропорциями для придания маслам для двигателей внутреннего сгорания высоких моторных свойств.

Подспорьем к присадкам, вводимым в базовые масла при изготовлении товарных масел, являются добавки — профилактические и ремонтно-восстановительные трибопрепараты [2, 4, 5], не взаимодействующие с маслами — с их доставщиками, но работающими с поверхностями трения.

Механизмы работы трибопрепаратов исследованы мало. По аналогии с компонентами масел и их присадок [1] трибопрепараты на конкурентной основе могут действовать по следующим механизмам:

А. Физическая адгезия (от adhaesio — «прилипание») твердых и жидких тел под действием сил Ван-дер-Ваальса межмолекулярного взаимодействия; эта адгезия действует до температур десорбции их компонентов (для масел и присадок — 120–150 °С). Энергия физической адгезии не превышает 10 ккал/моль адсорбированного вещества, а хемосорбции — в 2–3 раза выше [1].

Количественно адгезия оценивается удельной (к площади поверхностей) работой, затрачиваемой на отделение тел, и зависит от способа отделения: сдвига или отрыва. Адгезия может быть и сильнее сил сцепления частиц в теле, когда отрыв происходит внутри наименее прочного из соприкасающихся тел. Адгезия происходит, например, при окрашивании, склеивании, лужении, паянии, сварке.

Адгезия компонентов масла и присадок происходит лучше, если их макромолекулы полярны с большим числом химически активных функциональных групп, прочно удерживаются одним концом в своей трибосреде, а другим — к поверхности металла, образуя ориентированный мультимолекулярный ворс. Поэтому для повышения адгезии масел в состав присадок вводят активные компоненты, производят электростатическую и иную обработку масел. Но в некоторых случаях адгезия повышает трение из-за увеличения сопротивления сдвигу приповерхностных слоев смазки и даже может повышать износ.

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Дунаев А. В., Работа геомодификаторов при безразборном восстановлении изношенных сопряжений ДВС. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: