Сегодня из общего объема производства сельскохозяйственной продукции на долю малых форм хозяйствования приходится уже под 30 % зерновых культур, 32 % масличных. А с личным подсобным хозяйством мы видим, что фермеры производят львиную долю продовольствия на самых разных направлениях, в том числе по молоку и мясу. Это крупный, серьезный вклад в общее производство. Поэтому и поддержка должна быть соответствующей.
У нас есть гранты начинающим фермерам, семейным фермам, по которым видна определенная динамика по годам, но еще пока недостаточная.
Есть поддержка потребительской кооперации. Она тоже поддерживается серьезно и с точки зрения общего объема, и с точки зрения размера каждого гранта. А если взять и посмотреть внимательно, каким образом распределяются средства потребительских кооперативов, то там речь идет уже о 50 % восполнения понесенных затрат. То есть эта система работает в динамике.
При этом у нас появился специальный федеральный проект.
Его бюджет составляет 37,4 млрд рублей, и предусмотрено им три направления поддержки — так называемые агростартапы, направленные на создание и развитие КФХ, мероприятия по созданию и развитию потребительских кооперативов, а также мероприятия по созданию консультативных центров компетенций. Одним из главных ожидаемых результатов реализации этого проекта является создание 126 тыс. новых рабочих мест.
Говоря о малых формах хозяйствования, мы не можем обойти вниманием наших рыбаков.
В производстве аквакультуры у нас занято большое количество людей. Они занимаются разведением и выращиванием тех пород рыбы, к которым привыкли наши россияне. Это и карповые, и толстолобик, и форель, стерлядь и другие — всего 200 тыс. тонн продукции аквакультуры.
Кроме этого, из 5 млн тонн добычи водных биологических ресурсов в 2018 году 500 тыс. тонн обеспечили наши малые хозяйства — рыболовецкие колхозы и кооперативы, многие из которых при этом являются еще и поселкообразующими.
Мы видим движение вперед — с 3 млн тонн добычи водных биологических ресурсов в 2004 году нам удалось выйти сегодня на 5 млн тонн. Но на этом останавливаться нельзя, надо двигаться дальше и уходить на 7 млн тонн добычи. База для этого есть, «квоты под киль» дают очень много возможностей для обновления флота и, самое главное, обеспечивают возможность долгосрочного планирования.