По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Пять вопросов для экспертов высшей школы

RAEX («Эксперт РА») провёл опрос руководителей ведущих вузов России в рамках ежегодного международного форума вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт», состоявшегося 2 июня 2016 г. в Москве. В опросе, посвящённом глобальной конкурентоспособности и затрагивающем наиболее злободневные вопросы развития высшей школы в России, приняли участие около 100 респондентов, включая руководителей ведущих вузов России — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, РАНХиГС, МИСиС, МЭИ, Воронежского государственного университета, СевероВосточного федерального университета и др. Опрос был проведён в интерактивном формате. В рамках голосования респондентам было предложено ответить на пять вопросов, касающихся вызовов и препятствий глобализации, а также особенностей информационного поля, в котором сегодня конкурируют российские вузы.

Вопрос 1. Какой главный плюс глобализация может дать российским вузам?

Мнения участников опроса явно разделились. 28% респондентов считают наиболее важным преимуществом глобализации активное участие студентов в международных программах и стажировках. Развитие прорывных фундаментальных исследований с учёными мирового уровня отметили 23% опрошенных. На то, что глобализация приведёт к повышению уровня преподавания за счёт привлечения зарубежных кадров, надеются только 13% респондентов. Незначительная часть респондентов верит в то, что глобализация повысит привлекательность российских вузов для иностранных студентов (10%). Также только каждый десятый участник опроса рассчитывает на то, что глобализация даст толчок развитию прикладной науки и коммерциализации разработок.

Вопрос 2. Что сильнее всего мешает российским вузам быть глобальными игроками?

Только 8% участников опроса считают, что российские вузы можно назвать глобальными игроками. По мнению же абсолютного большинства респондентов, переход российских университетов в разряд глобальных игроков сопряжён с преодолением множества трудностей. В наибольшей степени отечественным вузам мешают нехватка академической свободы и сильная зависимость от бюрократического аппарата государства — данный вариант отметили 30% респондентов. Также глобальную конкурентоспособность ог раничивает языковой барьер сотрудников и студентов вузов — так считают 20% опрошенных. Аналогичный процент респондентов считают главным тормозом глобализации российских университетов недостаточное финансирование со стороны государства.

Вопрос 3. Какую наибольшую практическую ценность, помимо финансирования, уже принесла программа «5–100»?

Программа повышения конкурентоспособности российских вузов на мировой арене, участниками которой сегодня являются 21 отечественный вуз, на данный момент принесла ощутимый пиар-эффект. 40% респондентов считают, что наибольшая практическая ценность программы «5–100» — это раскрутка брендов вузов-участников. Факт участия в программе активно используется вузами для продвижения бренда среди целевых аудиторий и является катализатором спроса со стороны абитуриентов. 25% опрошенных назвали главным плюсом, который уже принесла программа «5– 100», возможность сконцентрироваться на конкретных прорывных направлениях в соответствии с трендами мировой науки. А вот активного вовлечения зарубежных учёных в исследования российских университетов, по мнению участников опроса, не наблюдается: в обратном уверены лишь 3% респондентов.

Для Цитирования:
Пять вопросов для экспертов высшей школы. Ректор ВУЗа. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: