По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Пять сезонов «Корпоративного музея»

Наталья Гришина независимый эксперт

С 12 по 14 сентября в Екатеринбурге пройдут заключительные мероприятия V Национальной премии «Корпоративный музей». Аналогов у этого конкурса нет не только в нашей стране, но и в мире. В 2018 году он возглавил движение корпоративных музеев к объединению, повышению уровня популяризации индустриального наследия, развитию межкультурных коммуникаций промышленных предприятий, общества и государства. Корпоративные музеи неразрывно связаны с культурными, социальными, политическими и экономическими процессами, происходящими в стране. Музей предприятия сегодня — это уже не просто структурное подразделение, которое занимается хранением и экспонированием достижений, а многопрофильный коммуникационный центр. Корпоративные музеи выполняют важную образовательную миссию, сохраняют духовно-нравственные традиции. Это тот культурный код, который формируется и передается из поколения в поколение трудовыми династиями, институтом наставничества, профессиональными сообществами.

Литература:

1. Сапанжа О.С. Корпоративный музей в оптике культурологии и музеологии // Музей, 2023, № 4 https://panor.ru/articles/korporativnyy-muzey-v-optike-kulturologii-i-muzeologii/92577.html#

2. Пряхина А.В., Нечаева Н.Г. Цифровые технологии в развитии корпоративных музеев // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2022 г. / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022 — С. 99–101 https://elibrary.ru/item.asp?id=49869683&pff =1

3. Пряхина А.В., Нечаева Н.Г. Музей как элемент корпоративной культуры организации. // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сборник материалов V Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 9–10 марта 2023 г. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. — С. 176–178.

Комнатка в заводоуправлении и отдельное здание в центре города, стенды с пожелтевшими фотографиями и ультрасовременный мультимедийный комплекс — корпоративные музеи выглядят по-разному. Но всех их объединяет гордость за профессию, чувство причастности к важному и нужному, что создается людьми, любящими свое дело. Понимание, что ничего не берется из ниоткуда и не уходит в никуда — мы все опираемся на опыт предшественников и передаем свое дело потомкам.

Точного числа корпоративных музеев назвать не сможет никто, и тому есть множество причин. До сих пор в музейном сообществе нет четкого понимания, какие именно музеи считать корпоративными. Многие музеи при предприятиях не стремятся о себе заявлять — иногда информации о музее нет даже на сайте предприятия. Не было ассоциации, которая занялась бы кропотливой работой по сбору полного реестра — решение о ее создании принято только в июле этого года. Пока же база корпоративных музеев собирается на сайте конкурса «Корпоративный музей» — сейчас там размещено 158 «визитных» карточек.

Специфику задач корпоративных музеев раскрыла О.С. Сапанжа в статье «Корпоративный музей в оптике культурологии и музеологии» [1] в апрельском номере журнала «Музей». Интерес к теме среди профессионального сообщества очень высок. В этом году на главной деловой площадке страны — Питерском экономическом форуме — прошла панельная сессия «Корпоративные музеи: маркетинг, или новые культурные точки на карте страны». На ведущем форуме архитекторов АрхМосква говорили о том же: как музеи формируют современное культурное пространство, становятся средоточием общественной жизни, что особенно важно для городов, появившихся вокруг промышленных предприятий. Актуальность темы очевидна. Возрождение традиции иметь свой музей, желание вкладывать силы и средства в их развитие — свидетельство того, что все больше организаций видят музей как важный элемент корпоративной культуры [2]. Растущая популярность промышленного туризма, появление проектов и культурных пространств, дающих новую жизнь объектам индустриального наследия, показывает, насколько велик интерес к истории корпораций у публики. Объявленное в России десятилетие науки и технологий демонстрирует важность темы на общегосударственном уровне. Все это увеличивает потенциал развития корпоративных музеев в нашей стране.

Для Цитирования:
Наталья Гришина, Пять сезонов «Корпоративного музея». Музей. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: