Комнатка в заводоуправлении и отдельное здание в центре города, стенды с пожелтевшими фотографиями и ультрасовременный мультимедийный комплекс — корпоративные музеи выглядят по-разному. Но всех их объединяет гордость за профессию, чувство причастности к важному и нужному, что создается людьми, любящими свое дело. Понимание, что ничего не берется из ниоткуда и не уходит в никуда — мы все опираемся на опыт предшественников и передаем свое дело потомкам.
Точного числа корпоративных музеев назвать не сможет никто, и тому есть множество причин. До сих пор в музейном сообществе нет четкого понимания, какие именно музеи считать корпоративными. Многие музеи при предприятиях не стремятся о себе заявлять — иногда информации о музее нет даже на сайте предприятия. Не было ассоциации, которая занялась бы кропотливой работой по сбору полного реестра — решение о ее создании принято только в июле этого года. Пока же база корпоративных музеев собирается на сайте конкурса «Корпоративный музей» — сейчас там размещено 158 «визитных» карточек.
Специфику задач корпоративных музеев раскрыла О.С. Сапанжа в статье «Корпоративный музей в оптике культурологии и музеологии» [1] в апрельском номере журнала «Музей». Интерес к теме среди профессионального сообщества очень высок. В этом году на главной деловой площадке страны — Питерском экономическом форуме — прошла панельная сессия «Корпоративные музеи: маркетинг, или новые культурные точки на карте страны». На ведущем форуме архитекторов АрхМосква говорили о том же: как музеи формируют современное культурное пространство, становятся средоточием общественной жизни, что особенно важно для городов, появившихся вокруг промышленных предприятий. Актуальность темы очевидна. Возрождение традиции иметь свой музей, желание вкладывать силы и средства в их развитие — свидетельство того, что все больше организаций видят музей как важный элемент корпоративной культуры [2]. Растущая популярность промышленного туризма, появление проектов и культурных пространств, дающих новую жизнь объектам индустриального наследия, показывает, насколько велик интерес к истории корпораций у публики. Объявленное в России десятилетие науки и технологий демонстрирует важность темы на общегосударственном уровне. Все это увеличивает потенциал развития корпоративных музеев в нашей стране.