По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Пять новых типов работодателей-мошенников

В одном черном городе есть черный дом, и в этом доме работают «черные» компании… По этой страшилке было бы легко вычислять недобросовестных работодателей. Но сегодня они рассеяны по разным городам мира, и просто так их не распознаешь. Разберем основные хитрые схемы и «капканы» для соискателей.

Несмотря на все потенциальные ужасы, столкновение с мошенниками повышает нашу осознанность во время поиска работы: мы учимся брать на себя ответственность, защищать свои интересы и личные сбережения, а еще не тратить ценное время на компании-пустышки. Такой вот спорный, но все же двигатель прогресса.

Наткнуться на мошенников можно везде — и в социальных сетях, и в мессенджерах, и на работных сайтах. На hh.ru мы разбираем каждый такой случай индивидуально и проверяем то, что находится в зоне нашей ответственности, — например, документы компании, тексты вакансий, взаимодействие между соискателем и работодателем непосредственно на портале. Если общение с мошенниками велось через мессенджеры, соцсети или по телефону, на ситуацию могут повлиять только трудовая инспекция или суд — органы, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Не нужно бояться обращаться к ним за помощью.

Кто-то может сказать: «Чего я об этих мошенниках не знаю? Вымогают деньги, просят персональные данные!» Все так. Но сегодня схемы псевдоработодателей становятся более изощренными и охватывают новую аудиторию. Например, желающих «войти в айти» или работать за рубежом.

Эти мошенники предпочитают лобовую атаку. Сначала размещают фиктивную вакансию, а дальше пытаются без лишних заходов выманить деньги или личные данные у соискателей под разными предлогами.

Такой тип мошенников вычислить и «обезвредить» проще всего.

Есть компании, которые хорошо известны на рынке, и они просят заполнять анкеты для корпоративных служб безопасности. Перечень вопросов в таком опроснике широк. Например, можно встретить графу о близких родственниках. В этом случае, если у предприятия есть сайт, отзывы от сотрудников, а также реальные офисы и производственные площадки, бояться нечего. Это обычная практика! А отказ соискателя заполнять такую анкету может расцениваться как отказ от потенциального трудоустройства.

Хорошие компании сегодня действительно вкладывают много ресурсов в развитие бренда работодателя — предоставляют хорошие условия труда и не стесняются громко заявлять об этом на рынке. В поисках таких компаний стоит заглянуть в рейтинг работодателей России hh.ru или в раздел «Жизнь в компании».

Для Цитирования:
Ирина Жильникова, Пять новых типов работодателей-мошенников. Служба занятости. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: