По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 674

Пути выхода на внешний рынок

Несмотря на то что сырьевой экспорт и сегодня является важнейшим для экономики России, в динамике роста природные богатства начинают уступать место продукции переработки и высоких переделов.

Литература:

1. Коваленко А. Что вы гоните [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/ural/2016/08/chto-vyi-gonite (Дата обращения: 18.09.2017).

2. Аналитики Paroc: Темпы роста рынка теплоизоляционных материалов в России по итогам 2015 года могут стать одними из самых низких за последние годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.paroc.ru/o-kompanii-paroc/press-center/arkhiv-novostey/2015/release-analitiki-paroc-tempi-rosta-rynka-teploizolyacionnykh-materialov-v-rossii-po-itogam-2015-goda-mogut-stat-odnim-iz-samyh-nizkih-za-posledniye-gody (Дата обращения: 16.07.2015).

Несмотря на то что сырьевой экспорт и сегодня является важнейшим для экономики России, в динамике роста природные богатства начинают уступать место продукции высоких переделов. По данным Центра международной торговли Москвы (ЦМТ), в 2014 г. вклад российского экспорта в ВВП страны по сырьевым товарам составил 12,8 %, а по несырьевым — 13,9 %.

По итогам 2015 г. эти показатели выросли до 16,3 и 17,5 % соответственно [1]. Причем список товаров, объемы вывоза которых непрерывно растут, насчитывает уже более 3 тыс. позиций. В него входят не только ракеты, атомные станции и оружие, но и строительные материалы.

На первый взгляд, причина такого роста очевидна — валютный курс делает стоимость наших товаров весьма привлекательной. Но только ли ценовая фора позволяет выйти на заграничного потребителя? При ближайшем рассмотрении оказывается, что все куда более сложнее, и захватывают новые рубежи только те компании, которые к этому действительно готовы.

Одним из главных стимулов выхода отечественных производителей на внешний рынок стало снижение внутреннего потребления, особенно заметное для предприятий строительной отрасли.

За наиболее тяжелый для индустрии 2015 г. объемы возведения объектов сократились на 7 %, и в текущем году падение продолжилось, правда, меньшими темпами. Соответственно упал спрос на стройматериалы, что способствовало поиску новых рынков сбыта. К этому решению подтолкнул и возросший курс иностранных валют по отношению к рублю. Однако при всех видимых выгодах путь за рубеж далеко не прост: внешние рынки обладают высоким уровнем конкурентности и к тому же ограждены множеством бюрократических и коммерческих процедур.

В целом воспользоваться открывшейся возможностью смогли в первую очередь те предприятия и компании, которые на момент перехода к рыночным отношениям технологически и юридически были готовы к равноправной конкуренции и уже имели опыт внешней торговли. Именно они при сокращении внутреннего спроса закономерно переориентировались на новые экспортные рынки. При этом, если посмотреть на историю становления и развития таких компаний, можно отметить, что серьезные вложения в культуру производства и качество продукции этими предприятиями (компаниями) осуществлялись уже задолго до этого.

Для Цитирования:
Пути выхода на внешний рынок. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала