По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.78(082)

Пути совершенствования системы подготовки специалистов высшей квалификации для отечественного машиностроения

Быков В. П. канд. техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются пути совершенствования учебного процесса в вузах машиностроительной отрасли.

Литература:

1. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Наука, 1997. — 285 с.

2. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование в XXI веке: проблемы становления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod.ru/Budanov12.htm.

3. Кузнецов О. П., Суховеров В. С., Шипилина Л. Б. Онтология систематизации научных знаний: структура, семантика, задачи. — М.: Тр. конф. «Технические и программные средства систем управления, контроля и измерения». Институт проблем управления РАН им. В. А. Трапезникова, 2010. — С. 762–773.

Научно-технический прогресс обусловливает повышение сложности не только создания машиностроительной техники, но и ее обслуживание, что требует повышения знаний специалистов данной отрасли, а, следовательно, совершенствования их подготовки в учебных заведениях. Перспективы России и направления в этой области обозначили отечественные ученые в работе [1]: «Чтобы у страны было будущее, ее институты и университеты не должны отражать реалии государства, отбрасываемого в третий мир. Разумно действовать, следуя принципам опережающего отражения или генерации будущего, планируя возрождение России. Следует действовать, имея в виду, прежде всего, потребности информационного общества и постиндустриальной эпохи. Это предполагает нестандартные подходы, опирающиеся на разработки отечественных и зарубежных мозговых центров, на ростки новых подходов, культивируемые в мировой и отечественной высшей школе».

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, принятой участниками Международной конференции по высшему образованию (Париж, октябрь 1998 г.), даны следующие рекомендации: поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества.

Трансдисциплинарность — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины. Трансдисциплинарный подход характеризуется полнотой познаний об окружающем мире в отличие от дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов.

Дисциплинарный подход в сфере образования формирует специалиста, использующего для решения поставленных задач лишь методы конкретной предметной области, т. е. отдельной учебной дисциплины.

Междисциплинарный подход допускает использование в конкретной предметной области методов исследований, принимаемых в других предметных областях.

При мультидисциплинарном подходе предмет исследований рассматривается с позиций разных дисциплин, используя их традиционные подходы и методы. При этом появляется возможность выявить сходства исследуемых предметных областей.

Для Цитирования:
Быков В. П., Пути совершенствования системы подготовки специалистов высшей квалификации для отечественного машиностроения. Конструкторское Бюро. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: