Научно-технический прогресс обусловливает повышение сложности не только создания машиностроительной техники, но и ее обслуживание, что требует повышения знаний специалистов данной отрасли, а, следовательно, совершенствования их подготовки в учебных заведениях. Перспективы России и направления в этой области обозначили отечественные ученые в работе [1]: «Чтобы у страны было будущее, ее институты и университеты не должны отражать реалии государства, отбрасываемого в третий мир. Разумно действовать, следуя принципам опережающего отражения или генерации будущего, планируя возрождение России. Следует действовать, имея в виду, прежде всего, потребности информационного общества и постиндустриальной эпохи. Это предполагает нестандартные подходы, опирающиеся на разработки отечественных и зарубежных мозговых центров, на ростки новых подходов, культивируемые в мировой и отечественной высшей школе».
Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, принятой участниками Международной конференции по высшему образованию (Париж, октябрь 1998 г.), даны следующие рекомендации: поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества.
Трансдисциплинарность — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины. Трансдисциплинарный подход характеризуется полнотой познаний об окружающем мире в отличие от дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов.
Дисциплинарный подход в сфере образования формирует специалиста, использующего для решения поставленных задач лишь методы конкретной предметной области, т. е. отдельной учебной дисциплины.
Междисциплинарный подход допускает использование в конкретной предметной области методов исследований, принимаемых в других предметных областях.
При мультидисциплинарном подходе предмет исследований рассматривается с позиций разных дисциплин, используя их традиционные подходы и методы. При этом появляется возможность выявить сходства исследуемых предметных областей.