Межотраслевое регулирование правоотношений в сфере строительства влечет возникновение особенностей материально-правового характера. Возведение или реконструкция объекта недвижимости являются подрядными обязательствами. Это значит, что подрядчик обязуется построить или реконструировать объект в указанный в договоре срок. Помимо этого, в ч. 1 ст. 740 «Договор строительного подряда» ГК РФ говорится, что заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, а после их выполнения осуществить приемку заказа и выплатить зафиксированную в договоре цену. Эти гражданско-правовые нормы закреплены законодательством.
Одновременно с этим правоотношения по старту и окончанию строительства регламентируются нормами градостроительного законодательства. Так, в соответствии со ст. 51 «Разрешение на строительство» и ст. 55 «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» ГрК РФ отношения разрешительного характера и соблюдение административной процедуры можно отнести к административным нормам.
В целом это создает ситуацию, когда к застройщику и подрядчику могут применяться нормы и гражданского, и административного законодательства. Это создает правоприменительные сложности, что говорит о необходимости проведения работ по унификации гражданского и административного регулирования в строительной сфере.
Впервые в российском законодательстве нормы об обязательствах сторон в сфере строительства появились в рамках административно-пла новой экономики. Тогда законодательство о строительстве представляло собой множество принятых в разное время актов по одним и тем же вопросам. Наблюдалось дублирование норм, а также присутствие в законодательстве устаревших и противоречащих друг другу актов. Законодательство характеризовалось неоправданно большим количеством ведомственных актов, часть из которых на практике не применялись, но и не отменялись. Помимо этого, наблюдалась неурегулированность в законодательстве ряда вопросов хозяйственной деятельности субъектов строительства.