При осуществлении операций с землей в Московской области возникают следующие транзакционные издержки, которые можно условно разделить на общие, относимые как к коммерческому, так и к некоммерческому сектору, и специальные, относимые только к коммерческому сектору.
К общим издержкам относятся:
1. Информационные затраты, связанные с поиском и недостатком информации в открытом доступе (так называемые титульные затраты, включающие историю продаж земельного участка, информацию о продавце, обременениях, а также сведения о наличии свободных участков и мощностей). Монополизация этой информации ведомствами и различными органами власти, а также посредническими структурами фактически сделали недоступной эту информацию для физических и юридических лиц, без нее же практически невозможно приобрести в собственность никакой участок земли. Открытие единого открытого федерального информационного ресурса о земельных участках с использованием доступа в виде личных кабинетов могло бы способствовать профилактике мошеннических действий с землей и недвижимостью.
2. Административные затраты, вызванные получением технических условий (на газои энергоснабжение). Организация (особенно монополист) может стать источником высоких транзакционных издержек для населения и юридических лиц, если в открытом доступе отсутствуют прозрачные программы развития инженерной, строительной инфраструктуры с конкретными датами исполнения, информация о введении дополнительных пошлин с точки зрения их соответствия федеральному и региональному законодательству.
К специальным издержкам коммерческого сектора относятся:
1. Издержки предпринимателей в результате действий государства-монополиста, которое путем имеющихся в его распоряжении запретов хочет дополнительно заработать на различиях реальной выкупной цены и кадастровой стоимости участков. Целью запретов может выступать поддержание высокого входного порога на московский рынок недвижимого имущества в виде платы за изменение разрешенного использования земельного участка. В частности, для снятия запрета на строительство или реконструкцию собственнику уже предоставленных в собственность участков и расположенных под ними объектов капитального строительства, а также хозяйствующим субъектам, обладающим участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, кроме уже уплаченной суммы в размере 30‑кратной ставки земельного налога, необходимо доплатить еще 80 % кадастровой стоимости участка. В конечном счете это приведет к превышению выкупной цены над кадастровой стоимостью земельного участка. Данное использование региональными властями запрета находится в согласии с буквой федерального законодательства, в котором установлено, что запрещать либо разрешать строительство и реконструкцию вправе региональные власти, и для этих целей им требуется издать соответствующий закон.