По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.72

Пути снижения транзакционных издержек оборота земельных участков на примере Московской области

Соколов С. А. аспирант кафедры экономики недвижимости, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье рассмотрены транзакционные издержки участников рынка, характерные при операциях с землей в Московской области. Указываются причины значительных транзакционных затрат клиентов Московского филиала Кадастровой палаты, выявленные в результате проведенного социологического опроса населения Московской области. Представлены организационно-экономические меры и практические рекомендации по снижению транзакционных издержек при совершении земельных оборотов.

Литература:

1. Закон города Москвы № 448 от 19.12.2007 «О землепользовании в городе Москве». — М., 2007.

2. Итоги первой Земельной конференции «Эффективные инвестиции в землю: от теории к практике» // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2008. — № 2 (35).

3. Алакоз В. В. Земельные отношения и кадастр недвижимости: проблемы и их решение. Доклад на втором Всероссийском земельном конгрессе // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010. — № 11.

4. Шагайда Н. И. Институционально-экономические ограничения оборота земель в сельском хозяйстве России: автореферат дис. … д-ра экон. наук. — М., 2007.

5. Шагайда Н. И. Транзакционные издержки сельскохозяйственных организаций при формировании землепользования за счет участков долевой собственности / Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях. — СПб.: Пушкин: РАСХН; ГНУ СЗ НИЭСХ, 2007. — С. 105–113.

При осуществлении операций с землей в Московской области возникают следующие транзакционные издержки, которые можно условно разделить на общие, относимые как к коммерческому, так и к некоммерческому сектору, и специальные, относимые только к коммерческому сектору.

К общим издержкам относятся:

1. Информационные затраты, связанные с поиском и недостатком информации в открытом доступе (так называемые титульные затраты, включающие историю продаж земельного участка, информацию о продавце, обременениях, а также сведения о наличии свободных участков и мощностей). Монополизация этой информации ведомствами и различными органами власти, а также посредническими структурами фактически сделали недоступной эту информацию для физических и юридических лиц, без нее же практически невозможно приобрести в собственность никакой участок земли. Открытие единого открытого федерального информационного ресурса о земельных участках с использованием доступа в виде личных кабинетов могло бы способствовать профилактике мошеннических действий с землей и недвижимостью.

2. Административные затраты, вызванные получением технических условий (на газои энергоснабжение). Организация (особенно монополист) может стать источником высоких транзакционных издержек для населения и юридических лиц, если в открытом доступе отсутствуют прозрачные программы развития инженерной, строительной инфраструктуры с конкретными датами исполнения, информация о введении дополнительных пошлин с точки зрения их соответствия федеральному и региональному законодательству.

К специальным издержкам коммерческого сектора относятся:

1. Издержки предпринимателей в результате действий государства-монополиста, которое путем имеющихся в его распоряжении запретов хочет дополнительно заработать на различиях реальной выкупной цены и кадастровой стоимости участков. Целью запретов может выступать поддержание высокого входного порога на московский рынок недвижимого имущества в виде платы за изменение разрешенного использования земельного участка. В частности, для снятия запрета на строительство или реконструкцию собственнику уже предоставленных в собственность участков и расположенных под ними объектов капитального строительства, а также хозяйствующим субъектам, обладающим участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, кроме уже уплаченной суммы в размере 30‑кратной ставки земельного налога, необходимо доплатить еще 80 % кадастровой стоимости участка. В конечном счете это приведет к превышению выкупной цены над кадастровой стоимостью земельного участка. Данное использование региональными властями запрета находится в согласии с буквой федерального законодательства, в котором установлено, что запрещать либо разрешать строительство и реконструкцию вправе региональные власти, и для этих целей им требуется издать соответствующий закон.

Для Цитирования:
Соколов С. А., Пути снижения транзакционных издержек оборота земельных участков на примере Московской области. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: