(Окончание. Начало в № 1/2016 г.)
Важным показателем правильно составленных планов деятельности и развития промышленного предприятия является качество выпускаемой им продукции. Повышение качества — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению объемов прибыли не столько за счет более высоких цен, но и за счет увеличения объема продаж при высоком спросе. Качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения характеризуют следующие обобщающие показатели удельного веса:
а) новой продукции в общем объеме ее выпуска;
б) продукции высшей категории качества;
в) аттестованной и неаттестованной продукции;
г) сертифицированной продукции;
д) продукции, соответствующей мировым стандартам;
е) экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, а также такие показатели, как: ж) средневзвешенный оценочный балл продукции;
з) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта).
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из следующих ее свойств:
— полезность (например, жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
— надежность (долговечность, безотказность в работе);
— технологичность, т. е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость, ремонтопригодность);
— эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака, штрафы за некачественную продукцию и др. Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины выявленных отклонений и т. д. и дать оценку работы предприятия по достигнутому обобщающему уровню качества продукции. Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенные цена и себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.