Одним из главных направлений реформы здравоохранения является реформа первичной медицинской помощи — основного звена при оказании населению медицинской помощи [1–3].
С переходом к системе обязательного медицинского страхования сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной) практики — системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является врач общей практики (семейный врач) — ВОП/СВ [5–7].
Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и к укреплению здоровья. Общей врачебной (семейной) практике присущи, по определению ВОЗ, такие характерные черты, как доступность, интегрированность (лечебной и реабилитационной помощи, укрепление здоровья и профилактики болезней), а также постоянная основа, целостность и скоординированность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемый контингент, так и на семью [8–11].
Целью исследования явилась разработка мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности труда участковых терапевтов и врачей общей практики.
В целях рационализации труда участковых врачей нами в двух городах (Махачкала, Дербент) Республики Дагестан методом фотохронометражного наблюдения изучено содержание и организация труда 48 участковых терапевтов (УТ) и врачей общей практики (ВОП) в течение 2115 часов. Проведен опрос участковых врачей по вопросам организации труда на рабочем месте. Исследованы объем и характер амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению по материалам анализа 12 тыс. 675 посещений населением участковых врачей.
Экспертной оценке было подвергнуто 317 законченных случаев амбулаторного лечения с часто встречающимися терапевтическими заболеваниями.
Для сбора материала была разработана «Карта экспертной оценки качества медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами в городских поликлиниках», которая включала 6 разделов: качество обследования, качество диагностики, лечения, консультативной помощи, экспертизы нетрудоспособности, качество введения карты амбулаторного больного. Оценку качества медицинской помощи давали на основе медицинских стандартов амбулаторной помощи. Эксперты также высказали свои замечания по качеству ведения и оформления карт амбулаторных больных, по полноте рекомендаций, которые дали больным по закреплению эффективности лечения.