По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147

Пути оптимизации юридического образования в России

П.К. Рамазанова канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, Махачкала
З.А. Гаджиева канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, Махачкала

В статье выявлены проблемы, которые возникают на этапе подготовки специалистов юридического профиля. Причем возросшее количество вузов не смогло оптимизировать, улучшить сложившуюся ситуацию. Авторы статьи анализируют причины ухудшения качества юридического образования. Предпринята попытка выявления пробелов в сфере юридического образования, т.к. только определение правильного диагноза болезни позволяет выбрать эффективное лечение.

Литература:

1. Асваров Н.А. Некоторые результаты общественного мнения в России и Дагестане о введении ЕГЭ и Болонской системы // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2012. – С. 23.

2. Синцов Г.В. К вопросу об этическом воспитании юристов в современной России // Российская юстиция. – 2012. – № 11. – С. 37.

3. Акутаев Р.М. Некоторые аспекты совершенствования юридического образования // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2013. – С. 12.

4. Асваров Н.А. Профессионализм учителя – основа качества образования // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2013. – С. 36.

5. Щербаков А.Л. Психологические основы формирования личности учителя. – М., 1967. – С. 21.

6. Магомедов М.А. Некоторые актуальные проблемы качества юридического образования в России // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2013. – С. 60.

7. Магомедов А.М. Основные проблемы высшего образования // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2013. – С. 57.

8. Акутаев Р.М. К вопросу о совершенствовании юридического образования // Проблемы развития образования на современном этапе: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2014. – С. 9.

9. Магомедов М.А. Некоторые актуальные проблемы качества юридического образования в России // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2013. – С. 60.

10. Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучение на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 20.

Требование модернизации высшего образования в Российской Федерации связано с социальными и экономическими преобразованиями общества, вызовом которого является необходимость изменения правовых актов организации и управления высшей школой, совершенствование содержания образования, технологии и методики преподавания, внедрение в вузовскую практику как инновационных, так и испытанных временем подходов. Как отмечает Н.А. Асваров: «Мы считаем необходимым проводить модернизацию образования таким образом, чтобы сблизить европейскую и российскую системы обучения, сохраняя при этом фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в России» [1]. Целью высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, причем квалификация предполагает не только высокий уровень фундаментальных научных знаний, но и умение применять их на практике, демонстрируя сформированную профкомпетентность. Особенно важно соблюдать эти требования в сфере подготовки юридических кадров, т.к. сформировать правовое государство без грамотных юристов невозможно, убедительным доказательством данного тезиса является высказывание академика О.Е. Кутафина: «Построить правовое государство без юристов – это все равно, что построить дом без строителей» [2].

Профессия юриста относится к числу тех профессий, которые затрагивают все стороны жизнедеятельности человека. С древнейших времен юристы составляли некое элитное сообщество, олицетворяющее собой высокую духовность и нравственность, справедливость и законность. Но, к сожалению, в современном обществе происходит девальвация прежних духовных ценностей, что неизбежно приводит к деградации и утрате прежних высоких характеристик. Самоотверженная преданность профессии, порядочность, честность, требовательность, добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей – эти качества некоторыми юристами воспринимаются как анахронизм. Как отмечает Р.М. Акутаев: «Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что современное состояние юридического образования… в стране в целом, мягко говоря, оставляет желать много лучшего» [3]. Мы полагаем, что это во многом обусловлено серьезными недостатками в сфере подготовки специалистов юридического профиля. Бесспорно, что юридическое образование, впрочем, как и образование в целом, в настоящее время нуждается в серьезной модернизации. Речь идет не столько о правовой стороне вопроса, сколько о практической настройке механизма непрерывного образования и роли главных действующих лиц этого механизма – обучаемых, с одной стороны, и обучающих – с другой. В данной статье нами была предпринята попытка выявления пробелов в сфере юридического образования, так как только определение правильного диагноза болезни позволяет выбрать эффективное лечение и наметить пути преодоления.

Для Цитирования:
П.К. Рамазанова, З.А. Гаджиева, Пути оптимизации юридического образования в России. Юрист ВУЗа. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: