Требование модернизации высшего образования в Российской Федерации связано с социальными и экономическими преобразованиями общества, вызовом которого является необходимость изменения правовых актов организации и управления высшей школой, совершенствование содержания образования, технологии и методики преподавания, внедрение в вузовскую практику как инновационных, так и испытанных временем подходов. Как отмечает Н.А. Асваров: «Мы считаем необходимым проводить модернизацию образования таким образом, чтобы сблизить европейскую и российскую системы обучения, сохраняя при этом фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в России» [1]. Целью высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, причем квалификация предполагает не только высокий уровень фундаментальных научных знаний, но и умение применять их на практике, демонстрируя сформированную профкомпетентность. Особенно важно соблюдать эти требования в сфере подготовки юридических кадров, т.к. сформировать правовое государство без грамотных юристов невозможно, убедительным доказательством данного тезиса является высказывание академика О.Е. Кутафина: «Построить правовое государство без юристов – это все равно, что построить дом без строителей» [2].
Профессия юриста относится к числу тех профессий, которые затрагивают все стороны жизнедеятельности человека. С древнейших времен юристы составляли некое элитное сообщество, олицетворяющее собой высокую духовность и нравственность, справедливость и законность. Но, к сожалению, в современном обществе происходит девальвация прежних духовных ценностей, что неизбежно приводит к деградации и утрате прежних высоких характеристик. Самоотверженная преданность профессии, порядочность, честность, требовательность, добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей – эти качества некоторыми юристами воспринимаются как анахронизм. Как отмечает Р.М. Акутаев: «Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что современное состояние юридического образования… в стране в целом, мягко говоря, оставляет желать много лучшего» [3]. Мы полагаем, что это во многом обусловлено серьезными недостатками в сфере подготовки специалистов юридического профиля. Бесспорно, что юридическое образование, впрочем, как и образование в целом, в настоящее время нуждается в серьезной модернизации. Речь идет не столько о правовой стороне вопроса, сколько о практической настройке механизма непрерывного образования и роли главных действующих лиц этого механизма – обучаемых, с одной стороны, и обучающих – с другой. В данной статье нами была предпринята попытка выявления пробелов в сфере юридического образования, так как только определение правильного диагноза болезни позволяет выбрать эффективное лечение и наметить пути преодоления.