В условиях бюджетного сжатия, отрицательной динамики внешних инвестиций и сокращения масштабов инвестиционно-строительных проектов малый бизнес в строительстве испытывает в настоящее время невероятные системно возрастающие трудности. В сложившихся условиях государственные закупки, проводимые в рамках законов № 44-ФЗ [1] и 223-ФЗ [2], практически исключили выплату авансовых платежей для победителей торгов. В соответствии с действующим законодательством непорядочных конкурентов ограждают с помощью обеспечения заявки — внесения денежных средств на указанный заказчиком счет в размере до 10 % от стоимости контракта. Средства возвращаются после подписания договора с победителем. Риски невыполнения работ нивелируют с помощью обеспечения выполнения контракта, что может быть представлено двумя способами:
1. Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.
2. Предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующией определенным требованиям.
Совокупная величина обеспечения может доходить до 30 % от стоимости контракта.
В результате участвующее в государственных закупках малое строительное предприятие является максимально стабильным и «живым» сектором строительства и ремонта в РФ, испытывает дополнительные финансовые нагрузки, которые усугубляют фактически «неподъемные» налоги на прибыль, социальне налоги и прочие операционные расходы.
Ключевым конкурентным премуществом малого бизнеса помимо административного ресурса, способного обеспечить бесперебойный поток контрактов, а следовательно, стабильные темпы роста бизнеса, является доступность финансовых ресурсов. Это доказывает проведенный в рамках научно-практической конференции «Долевое жилищное строительство: анализ практики правоприменения и новых изменений законодательства в финансировании, страховании, организации контроля и информационной прозрачности» опрос по проблемам срыва сроков и превышения сметной стоимости строительства (см. рисунок). В результате критерий «отсутствие возможности оперативного привлечения финансовых ресурсов» отметили 70 % участников рынка, что уступает только критерию «ошибки проектно-сметной документации».