Факторы повышения конкурентоспособности российского аграрного бизнеса рассматриваются в ряде публикаций ведущий ученых [1; 7]. Однако в них не рассматривается такой фактор, как публикация нефинансовой отчетности, который, на наш взгляд, приобретает все более существенное значение.
Следует отметить, что, согласно исследованию, проведенному компанией Ernst & Young в 2017 году [10], зарубежными инвесторами в поисках ценной нефинансовой информации действительно широко изучаются различные источники. При этом наиболее востребованными видами публичной отчетности являются годовые и интегрированные отчеты. Исследование показало, что более 90% инвесторов при принятии инвестиционного решения считают наличие нефинансовой отчетности как минимум полезным (рис. 1).
Правовое регулирование ведущих стран все больше внимания уделяет требованиям публикации нефинансовой отчетности. Например, в Европейском союзе уже более 6000 компаний должны публиковать нефинансовую отчетность. Нефинансовая отчетность формирует облик компании во внешней среде и является основным источником информации для инвесторов, клиентов и стейкхолдеров. Исследование Bloomberg, результаты которого опубликованы в информационном бюллетене Ernst & Young за май 2017 года, показало, что более 12 тыс. инвесторов в 2016 году являлись пользователями нефинансовой отчетности. С момента принятия концепции интегрированной отчетности влияние нефинансовых отчетов на принятие инвестиционных решений в мировой практике стало еще более существенным (рис. 2).
Российская практика представления нефинансовой отчетности [8] существует уже более 15 лет, тем не менее регулярно публикуется менее чем четвертью крупных российских компаний. 5 мая 2017 года в России была утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности, целью которой является повышение прозрачности российского бизнеса.
Начало реализации концепции внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику — 2017–2018 годы.