— Геннадий Викторович, как Вы считаете, почему в последнее время состоялось так много различных конференций, форумов, круглых столов о проблемах музейной реставрации — в Москве, Петербурге, Ростове Великом, целый ряд форумов состоится осенью? Является ли это следствием громких разоблачительных коррупционных дел в Министерстве культуры или ситуация сложнее?
— Мне кажется, это, прежде всего, реакция на запрос общества. Среди музейной аудитории растет процент людей, у которых появился вкус к подлинности. Коррупция в Министерстве их интересует отнюдь не в первую очередь. Устав от распространяющихся повсюду эрзацев и симулякров, публика стала требовательнее к тому, что ей показывают в музеях. И, являясь налогоплательщиками, граждане требуют должного сохранения памятников. А музеи-заповедники и музеи-усадьбы, на мой взгляд, выполняют при этом особую миссию в сохранении подлинности исторического духа, поскольку стремятся сохранить не только сами музейные предметы и памятники, но и уникальный окружающий ландшафт, включая утренние крики петуха, запах навоза, плеск реки и т.д.
— В музее-усадьбе «Останкино» многие годы продолжаются реставрационные работы, и Вы знаете проблемы музейной реставрации вдоль и поперек. Согласны ли Вы с тем, что отечественная реставрационная школа находится в кризисе?
— Соглашусь, к сожалению. Особенно в архитектурной реставрации много проблем. С печалью думаю о том, что будет после нас, но пока работают мои ровесники — специалисты 40–50-летние, еще не все потеряно. На век Останкино реставраторов еще хватит.
Что же касается музейных реставраторов, то ситуация не выглядит безнадежной. Например, несколько лет назад к нам в музей пришел прекрасный молодой реставратор масляной живописи Иван Сергеевич Сторожев, ему и 30 лет тогда не было. Он работает как стахановец, тонко чувствует музейный памятник, и он, конечно, не единственный такой. А привела его в музей одна из музейных сотрудниц, у которой он учился в вузе. Я не вижу ничего страшного в том, чтобы сотрудники музея, выполнив свою работу, уходили на полчаса раньше ради преподавания. Зато они приводят на практику свои курсы, мы присматриваемся к студентам, примечаем лучших — с руками и головой, и пополняем ими свой штат. Поэтому у нас в музее достаточно молодой коллектив и есть ощущение перспективы.