Гражданское судопроизводство (в том числе в форме арбитражного процесса) призвано обеспечивать защиту охраняемых законом интересов. Нарушенный кем-либо законный интерес является главным условием удовлетворения судом просьбы лица о признании и защите нарушенных прав и свобод. Поэтому законный интерес можно противопоставить публичному порядку, который отчасти также поддерживается судебным контролем.
Так, если принятый и вступивший в силу нормативный правовой акт не нарушает каких-либо интересов физического или юридического лица, суд отказывает в признании такого акта недействующим либо оставляет заявление без рассмотрения (ч. 1 ст. 208 КАС РФ) [4]. В данном случае имеет место казуальный нормоконтроль. Государственные органы в целях укрепления законности и поддержания правопорядка вправе инициировать возбуждение абстрактного нормоконтроля (ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
Как видим, система законных интересов в разных его интерпретациях пронизывает всю систему судопроизводства, являясь основой для установления той или иной процессуальной формы. Публичный интерес является разновидностью законных интересов, однако при понимании его сущности возникают сложности, связанные с его наименованием. Для отечественной доктрины общего права характерно использование категории «публичный» в разных интерпретациях и адаптациях в «союзе» с другими правовыми категориями: публично-правовое образование, публичная собственность (в противовес частному), публичные отрасли права (коим является гражданско-процессуальное право), публичные компании и т. д. Ситуация усугубляется тем, что публичный интерес, в отличие от частного интереса (способного к персонификации), является оценочным понятием. Поэтому для понимания сущности публичного интереса в контексте гражданского судопроизводства, его необходимо отграничить от иных публично-правовых категорий, которые используются в частном праве.
Главным претендентом на смешение по содержанию с публичным интересом является категория «правопорядок» (основы правопорядка). Дело в том, что стержнем обеих категорий является попрание законности, нарушение обязательных для соблюдения и исполнения норм права. Однако для обеих категорий нарушение законодательства имеет разные сущностные значения.