По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.056

Публично-правовые аспекты информационной безопасности в образовании

А.С. Аншаков аспирант кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Саратов

Рассматривается проблема свободного доступа и распространения информации для обеспечения качественного образования в России. В контексте Концепции национальной политики «Развитие образования» как стратегического приоритета изучаются вопросы устойчивого экономического развития и обеспечения безопасного медиапространства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1642 (в ред. от 8 дек. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru

3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск, 2008.

4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 дек 2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273ФЗ (в ред. от 19 дек. 2023 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 12 дек. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru

7. Краснов М.А. Ограничение прав человека или поиск их естественных пределов? // Право: журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 103–115.

8. Об утверждении Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22 дек. 2022 г. № 4088-р // СЗ РФ. 2022. № 52. Ст. 9726.

9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ (в ред. от 28 апр. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru

10. Бражник Т.А. Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности личности // Право: журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3.

Получение качественного образования невозможно без свободного доступа и распространения информации, которые гарантируются ч. 4 ст. 29 Конституции РФ [1]. Современная эволюция образования в России происходит на фоне интенсивного внедрения технологических инноваций, взаимодействующих с информационными системами, веб-платформами и телекоммуникационными сетями, в том числе всемирной телекоммуникационной сетью «Интернет» и прочими транспортными средствами связи. Этот процесс обусловливает потребность в доработке и оптимизации правовых механизмов, контролирующих область образовательной деятельности, с целью обеспечения конфиденциальности информации и гарантирования информационной безопасности участникам общественных отношений в образовательной сфере.

Научно-исследовательский аспект данного явления предполагает детальное изучение динамики внедрения технологических решений и их влияния на публично-правовые аспекты в сфере образования. В ходе такого анализа возникает возможность выработки мер, направленных на эффективное сбалансированное взаимодействие между динамично развивающимися технологиями и соответствующими нормами правового регулирования. Обеспечение безопасности и нормализация информационного обмена в образовательной среде становятся основными задачами, требующими углубленного анализа и прогнозирования возможных трансформаций.

В настоящее время возрастает значение научного исследования синергии технологического прогресса и правовых норм в сфере образования, необходимость выявления взаимосвязей, определяющих эффективные механизмы регулирования и способствующих развитию образовательного пространства в контексте цифровой реальности. Именно на это направлена государственная программа «Развитие образования», в которой среди основных стратегических национальных приоритетов определяется устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, а также «развитие безопасного информационного пространства» [2].

В рамках проблемы информатизации образования программно-телекоммуникационные средства являются основой образовательной информационной среды, базирующейся «… на использовании компьютерной техники, реализующей едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность» [3].

Для Цитирования:
А.С. Аншаков, Публично-правовые аспекты информационной безопасности в образовании. Юрист ВУЗа. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: