Правительства любых государств и во все времена обладали наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного организма и на международной арене.
Особенностью развития практически всех государств мира являлось длительное отсутствие доступности информации для граждан, а процесс управления информацией не являлся объектом пристального внимания в национальных системах государственного управления. Лишь демократические преобразования, произошедшие во многих странах в послевоенный период, привели к осознанию со стороны правительств значительного числа зарубежных государств необходимости создания условий для обеспечения доступа их граждан к открытой правительственной информации.
В 2003 г. к этим странам присоединилась и Россия. Постановлением правительства РФ от 12.02.2003 № 98 [4] был утвержден Перечень сведений о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. 9 февраля 2009 г. принят федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2] (см. таблицу).
Однако сегодня этих предпринятых шагов для России уже становится явно недостаточно, так как доступ к информации является всего лишь одним из методов информационной деятельности в государственном управлении.
Характерной чертой современного информационного развития российского общества становится рост потребностей российских граждан, всего общества в целом в информации, исходящей из правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти. Причем следует обратить внимание, что в сферу интереса попадает не только информация, непосредственно отражающая деятельность того или иного государственного органа власти, как это принято сегодня рассматривать. Это также и большой массив социально значимой информации — административной, правовой, экономической, информации о личности, информации справочного характера и иной, необходимой гражданам в их повседневной жизни. Поэтому именно современные реалии диктуют необходимость создания высокоэффективной системы комплексной информационной политики и целенаправленной организации процесса управления и координации правительственной информации.