По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной безопасности образовательной среды как тренд развития современного образования

Березина Татьяна Николаевна доктор психологических наук, профессор, кафедра научных основ экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет; кафедра психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет, Россия, 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, ауд. 508, e-mail: tanberez@mail.ru

В настоящее время проблема эмоциональной безопасности образовательной среды получила свое развитие в серии интересных теоретических и эмпирических исследований. В статье проводятся исследования эмоциональной безопасности как средней, так и высшей школы. Описываются психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Предлагается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества положительных эмоций. Выделяются две составляющие эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор — эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор — эмоция радости).

Литература:

1. Амбарова П.А. Дисциплинарные и междисциплинарные подходы к определению понятия нелинейности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — Т. 126. — № 2. — С. 103–111.

2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. — 2012. — № 3.

3. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2005. — № 12.

4. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни // Психология и психотехника. — 2013. — № 4. — С. 390–400.

5. Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. — 2012. — № 4. — С. 106–116.

6. Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 2. — С. 62–66.

7. Березина Т.Н. Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода // Психология и психотехника. — 2014. — № 7. — С. 766–773.

8. Березина Т.Н. Надсознательное как образование высшего порядка // Мир психологии. — 2014. — № 1. — С. 240–253.

9. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. — 2013. — № 9. — С. 897–902.

10. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36–40.

11. Березина Т.Н., Балан И.С. Сравнительный анализ эмоционально-психологической безопасности образовательной среды в российской и американской школах // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 4. — С. 28–33.

12. Березина Т.Н., Рубцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 6. — С. 101–106.

13. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М., 1998.

14. Григорьева Е.В. Становление доминирующей мотивации и ценностных ориентаций у младших школьников с соматическими проблемами здоровья // NB: Психология и психотехника. — 2014. — № 6. — С. 108–126.

15. Гуревич П.С. Отчего умерло ваше тело? // Психология и психотехника. — 2012. — № 3. — С. 37–45.

16. Деулин Д.В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы // NB: Психология и психотехника. — 2014. — № 3. — С. 128–140.

17. Екимова В.И., Кирсанов В.М., Лещенко С.Г., Сиденко А.С., Сиденко Е.А. Педагогика профессионального образования: проблемы и перспективы развития в условиях реформы. — М., 2013.

18. Епифанова Е.С. Экстремальные виды активности как форма формирования стрессоустойчивости тинейджеров // NB: Психология и психотехника. — 2014. — № 5. — С. 16–38.

19. Коджаспиров А.Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема // Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. — М., 2008.

20. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

21. Панина Е.А. Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации // NB: Психология и психотехника. — 2014. — № 5. — С. 39–59.

22. Розенова М.И. «Десять шагов от зависти»: модель формирования эмоциональной безопасности личности в образовательной среде // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 8. — С. 35–38.

23. Розин В.М. Страх и тревожность: природа феномена // Психология и психотехника. — 2014. — № 5. — С. 493–502.

24. Сорокоумова Е.А., Вахрушина М.О. Мотивация самореализации женщин в семье // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 4. — С. 231–237.

25. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — № 1.

26. Чумакова Е.А., Гапонова Н.И., Березина Т.Н. Оценка эффективности применения терапии афобазолом в комплексном лечении больных артериальной гипертензией // Российский кардиологический журнал. — 2014. — № 2 (106). — С. 89–95.

27. Якиманская И.С. Мониторинг социальных представлений подростков о ценностях и асоциальном поведении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2014. — № 167. — С. 62–70.

28. Griffiths P.E. Basic Emotions, Complex Emotions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.), 2003, Cambridge, CUP: 39–67.

29. Ortony A., Turner T.J. What's basic about basic emotions? Psychological Review, 1990, 97, 315–331.

Формирование эмоционально безопасной образовательной среды необходимо и для высшей, и для средней школы [6]. Понятие «эмоциональная безопасность образовательной среды» сравнительно новое для педагогической науки. Традиционно описывается психологическая безопасность образовательной среды, которая включает в себя три компонента: поведенческий, когнитивный и эмоциональный [3]. И.А. Баева под поведенческим понимала волевой компонент, то есть способность и возможность субъекта образовательной среды (учителя, ученика, родителя) управлять своим поведением. Под когнитивным она рассматривала рациональный компонент, то есть наличие у учеников, родителей и педагогов знаний об образовательной среде и ее роли в обществе и приложение этих знаний к своему собственному жизненному пути. Эмоциональный компонент ею определялся через эмоции субъектов по отношению к школе, другим участникам образовательной среды, учебному процессу и др. В соответствии с методикой диагностики психологической безопасности образовательной среды эмоциональный компонент оценивался через общее отношение субъекта к школе (нравится / не нравится), а также по наличию у него положительных эмоций в отношении школы, учебного процесса, образовательной среды.

Следует отметить, что эти три компонента (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) традиционно выделяются у многих психологических и педагогических явлений: например, для социальной установки [20] близкие компоненты выделяются в аспекте семейных отношений [24], в образовательной сфере [20] — в методологических аспектах междисциплинарных подходов [1] по отношению к психическому образу [2].

Эмоциональный компонент психологической безопасности явно или неявно выделяется почти всеми авторами, занимающимися проблемой безопасности образовательной среды. Г.В. Грачев рассматривал психологическую безопасность личности как ее защищенность от негативных воздействий, которые мешают адекватному функционированию субъекта в современном обществе и которые не дают сформировать разумную систему его отношения к миру в целом, к другим людям и самому себе [13]. Это определение было дано в аспекте триады С.Л. Рубинштейна (личность как субъект трех видов отношений: к миру, к людям, а также к самому себе).

Для Цитирования:
Березина Татьяна Николаевна, Психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной безопасности образовательной среды как тренд развития современного образования. Ученый совет. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: