По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.821:614.86

Психологический фактор безопасности труда водителей

Показана сущность влияния психофизиологических и личностных качеств на поведение водителя, стиль вождения и в итоге — на безопасность дорожного движения. Представлены различные взгляды психологов на причины несчастных случаев в работе водителей. Предлагается использовать результаты современных прикладных исследований в области транспортной психофизиологии для повышения безопасности труда водителей.

Литература:

1. Вайсман А. И. Еще раз о психофизиологическом профотборе // Автомобильный транспорт. — 1992. — № 12. — С. 9.

2. Коноплянко В. И., Зырянов В. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2005. — 271 с.

3. Романов А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 224 с.

Ошибки водителя часто приводят к аварийным ситуациям. Они обусловлены не только плохими дорогами, неудовлетворительной организацией дорожного движения, техническим несовершенством или неисправностью автомобиля, неблагоприятными погодными условиями, но и психофизиологическим состоянием водителей.

Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге. Статистика показывает, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время как технического — понижается. Имеют место следующие факторы, влияющие на аварийность: профессиональная непригодность водителя по психофизиологическим качествам, низкая профессиональная подготовка, приводящая к неправильным действиям в критической ситуации, неготовность водителя к работе, физиологическое утомление.

Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеются в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и прочее, т. е. среда, в которой осуществляется управление транспортным средством.

Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Главным звеном в этой системе является водитель, под надежностью которого понимается его способность правильно и своевременно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный режим движения. Вот пример того, как может действовать главное звено рассматриваемой системы. Наивысшая надежность работы водителя в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда» соответствует оптимальному уровню информационной нагрузки. Малую информационную нагрузку на автомагистралях с малой интенсивностью движения водитель компенсирует высокой скоростью. При этом уровень эмоционального напряжения при движении со скоростью 100–110 км/ч соответствует уровню, наблюдаемому у водителей при движении по двухполосной дороге со скоростью 60–70 км/ч. Опасность заключается в том, что водитель воспринимает высокую скорость как обычную, и у него автоматически устанавливается ритм работы, соответствующей обычной скорости.

Для Цитирования:
Психологический фактор безопасности труда водителей. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: