По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Психологическая безопасность как индикатор качества рабочей силы в экономике знаний

Ширинкина Е.В. д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут

Мы живем в экономике знаний. В условиях постоянно увеличивающегося объема информации мало кто может выполнять свои задачи идеально. Следовательно, критически важной становится способность людей делиться своими мыслями и обсуждать ошибки. Цель исследования — сформировать модель психологической безопасности как драйвера повышения качества рабочей силы в организации. Эмпирической базой исследования являются труды Эми Эмондсона, профессора теории лидерства и менеджмента в Гарвардской школе бизнеса; аналитика Джулии Розовски. Представленное исследование позволяет выявить, какие межличностные риски мешают нам высказываться в рабочей среде, какие преимущества дает психологическая безопасность, что необходимо предприятиям для создания психологической безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям в условиях экономики знаний эффективно управлять взаимоотношениями и создавать условия психологической безопасности.

Литература:

1. Заочинский М.С. Психологическая безопасность в современном обществе // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 2917–2922.

2. Бугоркова М.Н. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: состояние проблемы // Academy. 2021. №1 (64). С. 103–105.

3. Курбанова З.Х., Исмаилова Н.П. Информационно-психологическая безопасность личности в условиях пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2021. №4 (89). С. 147–148.

4. Ширинкина Е.В. Изменения образовательных технологий корпоративного обучения в цифровой экономике // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30. №1. С. 67–71.

5. Деева Н.А. Жизненная успешность и психологическая безопасность личности: ресурсный подход // Гуманизация образования. 2021. №5. С. 105–115.

6. Сонин А.А. Информационно-психологическая безопасность личности // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. №6. С. 111–116.

7. Ширинкина Е.В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. 2021. № 11. С. 104–112.

8. Гуцыкова С.В. Дискриминация на рабочем месте, психологическая безопасность и жизнеспособность субъекта труда // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т.

5. №4. С. 167–192.

9. Гребенюк А.А. Информационнопсихологическая безопасность и симулякризация науки в современном транзитивном обществе // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2020. №6 (13). С. 15–21.

10. Маленова А.Ю. Региональный круглый стол «Психологическая безопасность личности в современном обществе» // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 4. С. 57–64.

11. Муравлева В. Р. Информационно-психологическая безопасность в эпоху информационных войн // Материалы международной научно-технической конференции «Системы безопасности». 2019. № 28. С. 386–389.

12. Kelchevskaya N. R., Shirinkina E.V. Institutional Model of Drivers of Digital Development of Human Capital in the Strategic Perspective // 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 138.

Многолетние исследования американского ученого Эми Эдмондсон показывают, что зачастую сотрудники не чувствуют себя готовыми к откровенному разговору. Неспособность говорить открыто может приводить к чрезвычайно серьезным последствиям: компании упускают прорывные инновационные идеи или, что хуже, ранние сигналы проблем, подрывающих жизнеспособность бизнеса.

Многие люди боятся говорить о своих беспокойствах и предположениях из-за страха «потерять лицо» и нанести вред своему имиджу.

Нам важно то, как впечатления людей, принимающих решения, могут повлиять на формальную оценку наших результатов. Не менее значима для нас и социоэмоциональная оценка — мы хотим получать одобрение, а не порицание. Это касается как молодых специалистов, так и опытных руководителей. Межличностный страх, осознанный и подсознательный, связан с личным общением и социальными рисками. Самый простой способ минимизировать риски — это избегать ситуаций, в которых результаты межличностного взаимодействия нам неясны, иными словами, «не лезть на рожон». Именно этот страх становится причиной недостижения организационных результатов и принятия недальновидных решений.

Представленное исследование позволяет найти ответы на вопросы:

• какие межличностные риски мешают нам высказываться в рабочей среде;

• какие преимущества дает психологическая безопасность;

• что необходимо предприятиям для создания психологической безопасности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям в условиях экономики знаний эффективно управлять взаимоотношениями и создавать условия психологической безопасности.

Ключ к преодолению этой проблемы лежит в создании атмосферы психологической безопасности — такой среды доверия и уважения, в которой участники могут открыто высказывать свои мысли и чувства, обсуждать свои ошибки и просить о помощи без ущерба для своего имиджа. Следовательно, важный аспект психологической безопасности — понимание того, как другие отреагируют на ваши действия, особенно руководители, вовлеченные в формальную оценку, и коллеги с более высоким статусом.

Для Цитирования:
Ширинкина Е.В., Психологическая безопасность как индикатор качества рабочей силы в экономике знаний. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: