По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.91

Психофизиологическая подготовка водителей автотранспортных средств

В. С. Горюшинский канд. техн. наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет
М. В. Лазеева магистрант, Тамбовский государственный технический университет
О. Н. Пеньшин магистрант, Тамбовский государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки водителей транспортных средств. Предложена модель отбора кандидатов в водители транспортных средств, предполагающая проведение психофизиологического тестирования на этапе предварительного медицинского осмотра. Исследованы факторы, которые помогут водителям сохранить психологию безопасного вождения.

Литература:

1. Горюшинский В. С., Паршин С. А. Мастерство водителя и безопасность дорожного движения // Современные информационные технологии. — 2011. — № 13.

2. Пеньшин Н. В. Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: уч. пособие. — Тамбов: ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2012.

Высокий уровень аварийности на дорогах свидетельствует об одном: система профилактики ДТП, существующая сегодня, построена на «технократических» принципах и уже исчерпала себя, демонстрируя свою несостоятельность, поэтому требуется новая идеология, которая обеспечит безопасность на дорогах, учитывая менталитет россиянина, резко возросшие возможности транспортных средств, плотность и интенсивность движения и социально-экономическое положение страны. Поэтому особое внимание следует обратить на формирование психологии безопасного вождения, которая основана на изучении человеческого фактора.

При вождении человек мотивирован на достижение конкретной цели и опирается на определенные правила, которые включают особенности работы систем ТС, организацию и управление дорожным движением, маршрут, профессиональные навыки и умения вождения [2]. Но на практике для обеспечения безопасного вождения этого крайне недостаточно. Считается, что при управлении транспортным средством водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует не всегда осознанно.

Особую роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя, а с психологической точки зрения имеет место формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя.

Изменить менталитет человека и повысить уровень его культуры за несколько десятков часов обучения в автошколе практически невозможно, но возможно показать роль профессиональной культуры в обеспечении безопасности дорожного движения, заставить человека о ней задуматься, и самое главное, нацелить его на ее формирование. Решить данную проблему можно путем введения специального курса, такого как «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» или, например, «Психология безопасного вождения».

Так как в автошколах пока не существует подобного курса, то каждый водитель может изучить самостоятельно психологические правила безопасного вождения, которые позволят сформировать правильное отношение к автомобилю, скорости движения, другим водителям, пешеходам, требованиям ПДД, а самое главное, дорожным ситуациям. Внимательное знакомство с правилами безопасного вождения предоставит возможность водителям внести коррективы в их уже сформированные жизнью неправильные установки, убеждения, суждения. Благодаря этому водители смогут существенно повысить безопасность вождения автомобиля.

Для Цитирования:
В. С. Горюшинский, М. В. Лазеева, О. Н. Пеньшин, Психофизиологическая подготовка водителей автотранспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: