По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.96 DOI:10.33920/pol-01-2302-04

Психоэмоциональное состояние человека в цифровом обществе

Чинара Асановна Шакеева д-р психол. наук, профессор ректор Кыргызско-Российской академии образования, ORCID: 0000-0002-5260-977X
Тинатин Азисовна Жакшылыкова заведующая кафедрой психологии Международного университета Ала-Тоо, ORCID: 0000-0001-6396-6222, E-mail: tinatin.zhakshylykova@mail.ru

В статье проанализировано влияние Интернета на психоэмоциональное состояние человека. В современном обществе Интернет играет важную роль (наука, образование, информация, развлечения и т. д.), устраняя дистанции, предоставляет легкий доступ к информации и общению по всему миру. Благодаря новым технологиям пользователи Интернета могут общаться и получать информацию в любой точке мира. В последнее время, после мировой эпидемии COVID-19, многие люди стали делать покупки через Интернет. Научились использовать Интернет в учебном процессе, работать удаленно и осуществлять финансовые операции по различным услугам, предлагаемым банками. Безграничные возможности, предлагаемые через Интернет услуги нуждаются в безопасности и защите со стороны закона. Пользователи иногда злоупотребляют им или используют его в злонамеренных целях против других пользователей Интернета, организаций и государственных служб. С быстрым распространением и ростом Интернета появляются некоторые психосоциальные явления, такие как киберзапугивание, киберсуицид, интернет-зависимость и социальная изоляция в Сети и т. д.

Литература:

1. Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в компьютерных психологических условиях эксперимента: Автореф. дис…. канд. психол. М., 1988.

2. Бабанин Л.Н. Психологическая методика как предмет общепсихологического анализа / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М., 2006.

3. Бабанин Л.Н., Войскунский А. Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 51–58.

4. Белавина И. Г. Использование ЭВМ в диалоговом режиме для экспериментальной психологии. Исследование мышления: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 1981.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1959.

6. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека. Вестник ЛГУ. 1991. Серия 6, вып. 1. С. 47–55.

7. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.

8. Коул М., Гриффин П. Социально-исторический подход к переопосредствованию / Познание и общение / отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, М. Коул. М., 1988.

9. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / под ред. М.Г. Ярошевского, О.К. Тихомирова. М., 1987.

10. Сакман Г. Решение задач в системе «человек-ЭВМ» / пер. с англ. под ред. О.К. Тихомирова. М., 1973.

11. Тихомиров О.К. Эвристики человека и машины. Вопр. филос. 1966. № 4. С. 15–21.

12. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1969.

13. Силаева В.Л. Киберсуицид как продукт Интернета. Право. Мировоззрение. Философия. 2007. № 1 (13). С. 55–57.

14. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста. Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 138–155.

1. Arestova O.N. Motivaciya my`slitel`noj deyatel`nosti v komp`yuterny`x psixologicheskix usloviyax e`ksperiment: Avtoref. dis…. kand. psixol. M., 1988.

2. Babanin L.N. Psixologicheskaya metodika kak predmet obshhepsixologicheskogo analiza // Uch. zap. kafedry` obshhej psixologii MGU. Vy`p. 2 / Pod obshh. red. B. S. Bratusya, E. E. Sokolovoj. M., 2006.

3. Babanin L.N., Vojskunskij A. E., Smy`slova O.V. Internet v psixologicheskom issledovanii // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psixologiya

4. Belavina I.G. Ispol`zovanie E`VM v dialogovom rezhime dlya e`ksperimental`noj psixologii Issledovanie my`shleniya: Avtoref. dis. dis…. kand. psixol. M., 1981.

5. Vy`gotskij L. S. Razvitie vy`sshix psixicheskix funkcij. M., 1959.

6. Ganzen V.A., Yurchenko V.N. Sistematika psixicheskix sostoyanij cheloveka. Vestnik LGU. 1991. Seriya 6, vy`p. 1. S. 47–55.

7. Gumanitarny`e issledovaniya v Internete / Pod red. A. E. Vojskunskogo. M., 2000.

8. Koul M., Griffin P. Social`no-istoricheskij podxod k pereoposredstvovaniyu. Poznanie i obshhenie / Otv. red. B. F. Lomov, A.V. Belyaeva, M. Koul. M., 1988.

9. Psixologicheskie problemy` avtomatizacii nauchno-issledovatel`skix rabot / Pod red. M.G. Yaroshevskogo, O.K. Tixomirova. M., 1987.

10. Sakman G. Reshenie zadach v sisteme «chelovek-E`VM» / Per. s angl. pod red. O.K. Tixomirova. M., 1973.

11. Tixomirov O.K. E`vristiki cheloveka i mashiny`. Vopr. filos. 1966. № 4. S. 15–21.

12. Tixomirov O.K. Struktura my`slitel`noj deyatel`nosti cheloveka: opy`t teoreticheskogo i e`ksperimental`nogo issledovaniya. M., 1969.

13. Silaeva V. L. Kibersuicid kak produkt Interneta. Pravo. Mirovozzrenie. Filosofiya. 2007. № 1 (13). S. 55–57.

14. Xolmogorova A.B., Gerasimova A.A. Psixologicheskie faktory` problemnogo ispol`zovaniya Interneta u devushek podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. Konsul`tativnaya psixologiya i psixoterapiya. 2019. T. 27, № 3. S. 138–155.

Интернет представляет собой новое средство массовой коммуникации, которое упрощает и делает более комфортной жизнь человека в плане обмена информацией. Сегодня Интернет — это реальность, пронизывающая все сферы и институты общества. Интернет как средство массовой коммуникации содержит в себе очень важные социальные аспекты информатизации общества, позволяя ему функционировать в коммуникативной среде и изменять информационную реальность общества. Количество точек доступа в Интернет, по данным статкомитета КР, в 2002 г. было 1085 единиц, а в 2020 г. достигло 29 400 единиц, 4,8 млн кыргызстанцев пользуются Интернетом, что составляет 72% населения страны [http://www.stat.kg/]. Из них 4 млн человек выходят в Сеть ежедневно, проводя в ней в среднем 5–7 часов в сутки. В основном пользователями Интернета является молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

Сегодня Интернет и человек являются неразрывным звеном в коммуникационной цепочке. Жизнь современного человека буквально насыщена социальными сетями, личными блогами, фотографиями и т. д. Граница между реальным и виртуальным миром стирается, оставляя за собой различные последствия как для личности, так и для общества. Особенно после мировой эпидемии COVID-19 Интернет функционирует как новая коммуникативная среда, где человек является объектом общения. Общение перешло на новый виртуальный уровень, изменив стандарты и процессы. Режим онлайн развил некоторые характеристики, которые имеют как недостатки, так и преимущества. Что касается пользы, то использование социальных сетей значительно облегчило жизнь человека в роли как отправителя, так и получателя. Общение в социальных сетях у человека уменьшает степень проявления психологических факторов (застенчивость, страх, трусость, комплексы), что только усложняет построение диалога. Эта форма общения позволила многим людям с ограниченными возможностями общаться без труда.

В XXI веке одним из важнейших достижений стал Интернет. Заинтересованность в применении методов теории вероятностей или теории информации в области психологии мышления зародилась у О.К. Тихомирова в первой половине 1960‑х гг. [11]. Более глубоко ученый изучал их во время стажировки в США (1970–1971), где познакомился с психологами и тесно сотрудничал со специалистами в области искусственного интеллекта. Активно участвовал в рассмотрении проектов новых тенденций психологической науки и, в частности, психологии мышления.

Для Цитирования:
Чинара Асановна Шакеева, Тинатин Азисовна Жакшылыкова, Психоэмоциональное состояние человека в цифровом обществе. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: