По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2401-02

Психодиагностика спортсменов как один из этапов пациент-ориентированности

Кудряшова Евгения Николаевна медицинский психолог, медицинский статистик, ГБУЗ СО «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер», 445035, г. Тольятти, ул. Мира, 150, e-mail: eva134@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-9820-437X

В статье рассказывается о важности психологического обеспечения в детско-юношеском спорте. Цель. Проведение психодиагностики спортсменов детско-юношеского возраста с целью формулировки психолого-педагогических рекомендаций, планирования и более эффективного осуществления системы воздействия на спортсмена. Результаты. Сформулированы рекомендации, включающие формирование позитивного мышления, мотивации, обучение техникам релаксации, психической саморегуляции (аутотренинг), регуляция из вне (рекомендации тренеру, родителям). Заключение. В современном спорте психологические нагрузки достаточно велики. Необходимость спортсменов постоянно преодолевать большие физические и психические нагрузки связана с повышенной нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами.

Литература:

1. Рогалева Л. Н. Психодиагностика в спорте: учебное пособие /Л. Н. Рогалева, Ю. А. Дубинкина //Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2022; с. 83.

2. Разумец Е. И. Спортивный стресс как фактор риска травматизации в спорте высших достижений /Е. И. Разумец //Лечебная физкультура и спортивная медицина. — 2018. — № 4 (148); С. 43–49.

3. Разумец Е. И. Спортивный стресс как фактор травматизации в спорте высших достижений. СПОРТМЕД-2018 /Е. И. Разумец //Сборник материалов тезисов XIII Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений, Пятой научно-практической конференции, XII Международной научной конференции молодых ученых. — 2018; С. 87–88.

1. Rogaleva L. N. Psikhodiagnostika v sporte: uchebnoe posobie [Psychodiagnostics in sports: textbook] /L. N. Rogaleva, Iu. A. Dubinkina // Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. — Ekaterinburg: Ural University Publishing House. — 2022; p. 83. (In Russian)

2. Razumets E. I. Sportivnyi stress kak faktor riska travmatizatsii v sporte vysshikh dostizhenii [Sports stress as a risk factor for injury in elite sports] / E. I. Razumets // Lechebnaia fizkultura i sportivnaia meditsina [Physiotherapy Exercise and Sports Medicine]. — 2018. — No. 4 (148); pp. 43–49. (In Russian)

3. Razumets E. I. Sportivnyi stress kak faktor travmatizatsii v sporte vysshikh dostizhenii. SPORTMED-2018 [Sports stress as a factor of injury in elite sports. SPORTMED-2018] /E. I. Razumets // Collection of materials from the theses of the XIII International Scientific Conference on the state and prospects for the development of medicine in elite sports, the Fifth Scientific and Practical Conference, the XII International Scientific Conference of Young Scientists. — 2018; pp. 87–88. (In Russian)

Среди выделенных этапов психологического обеспечения в детско-юношеском спорте особое место занимает психодиагностика — это первоочередная и наиболее ответственная задача, от надежности и достоверности результатов которой зависит эффективность всей системы психологического обеспечения в целом. Проведение психодиагностики необходимо, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена [1, 2, 3].

Применяемые в ходе исследовательской работы методики использовались:

• опросник «Оценка психической надежности» Мильмана В. Э. — для оценки уровня эмоциональной устойчивости, мотивации, саморегуляции и самоконтроля;

• методика диагностики самооценки Спилбергера Ч. Д. и Ханина Л. — оценка ситуационной и личностной тревожности;

• цветовой тест Люшера М. — диагностика эмоционального состояния;

• опросник САН — оценка самочувствия, активности, настроения;

• тест HADS — госпитальная шкала тревоги и депрессии;

• опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» Маслоу А. — оценка потребностей.

В ГБУЗ ТВФД, начиная с 2017 г., в программу углубленного медицинского обследования (УМО) спортивных сборных команд, а также на этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) включен блок оценки психоэмоционального состояния спортсмена, т. е. проводится 1-й этап психологического обеспечения — психодиагностика, а затем 2-й этап — психолого-педагогические рекомендации.

Из полученных в ходе исследования данных мы видим, что наибольший уровень тревожности испытывают спортсмены-подростки от 13 до 18 лет. Чаще это связано с тем, что у спортсменов этот возраст является началом серьезной спортивной карьеры, они беспокоятся по поводу планирования будущего и находятся на стадии выбора: продолжать профессиональные занятия спортом или уделить больше внимания учебе. Также частыми причинами являются неуверенность в себе, конфликтные отношения с родителями и со сверстниками (рис. 1).

Для Цитирования:
Кудряшова Евгения Николаевна, Психодиагностика спортсменов как один из этапов пациент-ориентированности. Медсестра. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: