Среди выделенных этапов психологического обеспечения в детско-юношеском спорте особое место занимает психодиагностика — это первоочередная и наиболее ответственная задача, от надежности и достоверности результатов которой зависит эффективность всей системы психологического обеспечения в целом. Проведение психодиагностики необходимо, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена [1, 2, 3].
Применяемые в ходе исследовательской работы методики использовались:
• опросник «Оценка психической надежности» Мильмана В. Э. — для оценки уровня эмоциональной устойчивости, мотивации, саморегуляции и самоконтроля;
• методика диагностики самооценки Спилбергера Ч. Д. и Ханина Л. — оценка ситуационной и личностной тревожности;
• цветовой тест Люшера М. — диагностика эмоционального состояния;
• опросник САН — оценка самочувствия, активности, настроения;
• тест HADS — госпитальная шкала тревоги и депрессии;
• опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» Маслоу А. — оценка потребностей.
В ГБУЗ ТВФД, начиная с 2017 г., в программу углубленного медицинского обследования (УМО) спортивных сборных команд, а также на этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) включен блок оценки психоэмоционального состояния спортсмена, т. е. проводится 1-й этап психологического обеспечения — психодиагностика, а затем 2-й этап — психолого-педагогические рекомендации.
Из полученных в ходе исследования данных мы видим, что наибольший уровень тревожности испытывают спортсмены-подростки от 13 до 18 лет. Чаще это связано с тем, что у спортсменов этот возраст является началом серьезной спортивной карьеры, они беспокоятся по поводу планирования будущего и находятся на стадии выбора: продолжать профессиональные занятия спортом или уделить больше внимания учебе. Также частыми причинами являются неуверенность в себе, конфликтные отношения с родителями и со сверстниками (рис. 1).