Всемирной организацией здравоохранения разработаны рекомендации по интеграции служб психического здоровья в первичное медицинское звено [7, 9]. Национальный проект «Здоровье» в Российской Федерации предусматривает дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения, в том числе путем укрепления первичного медицинского звена. Однако, по мнению некоторых исследователей, выполнение ряда задач, решаемых в рамках реформ здравоохранения, осложняется неадекватной оценкой трудовой мотивации работников, а также по причине непонимания смысла проводимых реорганизационных мероприятий представителями профессиональных сообществ [1]. Перспективы модернизации здравоохранения связывают с совершенствованием системы непрерывного образования [3]. При разработке образовательных программ рекомендуется учитывать, что врачи первичного звена перегружены множественными обязанностями, испытывают значительные физические и эмоциональные перегрузки, имеют недостаток супервизии и поддержки специалистов после проведения обучения [5, 7].
В недавних исследованиях показано, что для получения положительных результатов недостаточно просто информировать врачей первичного медицинского звена о наиболее распространенных психических заболеваниях и внедрить в их повседневную практику скрининговые методики для выявления психических расстройств [5, 7]. Особое значение придается совершенствованию коммуникативных навыков врачей первичного звена с целью улучшения диагностики ментальных нарушений [4, 8, 10]. В ряду причин неудовлетворительного качества психологической и психиатрической помощи в первичном медицинском звене указываются не только недостаточный уровень знаний врачей в данной области, но и невысокая мотивация интернистов к выявлению и лечению психических расстройств [5]. Убедительно доказано, что невозможно усилить мотивацию успешной трудовой деятельности с помощью одних лишь только административных мер, включающих в том числе и повышение уровня заработной платы [1, 6]. Помимо удовлетворения материальных, базовых потребностей, необходимо также и вдохновляющее воздействие, отвечающее стремлению врачей к своему профессиональному и личностному росту [6]. Эти данные свидетельствуют о том, что совершенствование психолого-педагогических аспектов последипломного медицинского образования сопряжено не только с решением вопросов своевременного информирования врачей о современных технологиях, но и с активным поиском личностных ресурсов обучающихся с целью развития у них способности к восприятию нового.