По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Психическое здоровье в двух федеральных округах Российской Федерации

Благовидова О.Б. кандидат медицинских наук, доцент, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет», г. Хабаровск.
Харкимова З.С. Министерство здравоохранения Чеченской Республики, г. Грозный.
Термулаева Р.М. Территориальное управление Росздравнадзора Чеченской Республики, г. Грозный.

Проведен социально-психологический анализ врачей первичного звена и уровня их профессиональной подготовки по вопросам охраны психического здоровья для совершенствования программ непрерывного профессионального образования. В Южном и Дальневосточном федеральных округах больше половины респондентов считают свой уровень доходов средним, а около трети – низким. Врачей, не проходивших обучения психологии, в Южном федеральном округе оказалось больше, чем в Дальневосточном. Обучение коммуникативным навыкам прошло большее число врачей в Южном федеральном округе, чем в Дальневосточном. Число врачей, уделяющих пациенту до 20 минут своего времени, оказалось больше в Дальневосточном округе. По результатам квалификационных тестов по психиатрии, у преобладающего числа участковых врачей и врачей семейной практики уровень знаний оказался ниже удовлетворительного уровня. Врачи из обеих выборок недостаточно хорошо информированы о том, какие же именно психические расстройства встречаются в первичном медицинском звене наиболее часто.

Литература:

1.Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / под ред. С.В. Шишкина – М.: Независимый институт социальной политики, 2008. – 288 с.

2.Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем // Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005. – 278 с.

3.Сидоров П.И., Якушев И.Б. // Российский психиатрический журнал. – 2008. – № 2. – С. 30–34.

4.Cassels C. Emotinal intelligence training could lead to better doctor-patient relations // JAMA. – 2008. – № 12. – Р. 1200–1202.

5.Geneau R. Understanding the work of general practitiоners: a social science perspective on the context of medical decision in primary care / R. Geneau, P. Lehhoux, R. Pineaul, P. Lamarche // BMC Family Practice. – 2008. – URL: http://www.biomedcentral.com.

6.Henriks Goran Coaching in health care: an engine of innovation and results / Henriks Goran, Nellie Yeo // International Forum of Quality and Safety in Health Care. – 2009. – URL: www.internationalforum.bmj.com.

7.Integrating mental health into primary care: a global perspective // World Health Organization and World Organization of Family Doctors (Wonca). – 2008. – 206 p.

8.Peters S., Rogers A., Salmon P., Gask L. et al. // Journal of general internal medicine. – 2009. – № 24 (4). – Р. 443–449.

9.Tomlinson M., Rudan I., Saxena S., Swartz L. et al. // Bulletin of the World Health Organization. – 2009. – № 87. – Р. 438–446.

10.Zakroyeva A., Goldberg D., Gask L., Leese M. // The European journal of general practice. – 2008. – № 14 (1). – Р. 19–22.

Всемирной организацией здравоохранения разработаны рекомендации по интеграции служб психического здоровья в первичное медицинское звено [7, 9]. Национальный проект «Здоровье» в Российской Федерации предусматривает дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения, в том числе путем укрепления первичного медицинского звена. Однако, по мнению некоторых исследователей, выполнение ряда задач, решаемых в рамках реформ здравоохранения, осложняется неадекватной оценкой трудовой мотивации работников, а также по причине непонимания смысла проводимых реорганизационных мероприятий представителями профессиональных сообществ [1]. Перспективы модернизации здравоохранения связывают с совершенствованием системы непрерывного образования [3]. При разработке образовательных программ рекомендуется учитывать, что врачи первичного звена перегружены множественными обязанностями, испытывают значительные физические и эмоциональные перегрузки, имеют недостаток супервизии и поддержки специалистов после проведения обучения [5, 7].

В недавних исследованиях показано, что для получения положительных результатов недостаточно просто информировать врачей первичного медицинского звена о наиболее распространенных психических заболеваниях и внедрить в их повседневную практику скрининговые методики для выявления психических расстройств [5, 7]. Особое значение придается совершенствованию коммуникативных навыков врачей первичного звена с целью улучшения диагностики ментальных нарушений [4, 8, 10]. В ряду причин неудовлетворительного качества психологической и психиатрической помощи в первичном медицинском звене указываются не только недостаточный уровень знаний врачей в данной области, но и невысокая мотивация интернистов к выявлению и лечению психических расстройств [5]. Убедительно доказано, что невозможно усилить мотивацию успешной трудовой деятельности с помощью одних лишь только административных мер, включающих в том числе и повышение уровня заработной платы [1, 6]. Помимо удовлетворения материальных, базовых потребностей, необходимо также и вдохновляющее воздействие, отвечающее стремлению врачей к своему профессиональному и личностному росту [6]. Эти данные свидетельствуют о том, что совершенствование психолого-педагогических аспектов последипломного медицинского образования сопряжено не только с решением вопросов своевременного информирования врачей о современных технологиях, но и с активным поиском личностных ресурсов обучающихся с целью развития у них способности к восприятию нового.

Для Цитирования:
Благовидова О.Б., Харкимова З.С., Термулаева Р.М., Психическое здоровье в двух федеральных округах Российской Федерации. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: