Изучение распространенности, терапии и профилактики разных групп психических расстройств у школьников в настоящее время актуально по ряду причин.
1. Результаты катамнестического исследования взрослых пациентов с психическими расстройствами показывают, что зачастую (от 5 до 25 %, по данным, представленным разными авторами) первые признаки психической патологии появляются в детском и подростковом возрасте, но в подавляющем большинстве случаев пациенты не получают необходимой помощи в это время, и заболевание прогрессирует в дальнейшем [7, 8, 10].
2. Психические расстройства, начинающиеся в школьном возрасте, приходятся на период активной социализации ребенка, что приводит к трудностям в социальной адаптации, затруднениям во взаимодействии со сверстниками и, как следствие, проблемам в общении в старшем возрасте [6, 7, 10].
3. Психические расстройства в детском возрасте крайне негативно сказываются на обучении ребенка, что приводит как к низким результатам, так и к недостаточной мотивации к продолжению образования в более старшем возрасте [10].
4. Лечение и реабилитация поздно выявленных психических расстройств среди детей и подростков, а также создание специфических условий для получения образования и воспитания детей с проблемами психического здоровья требуют значительных финансовых затрат [5, 9, 10].
Среди возможных причин недостаточной и поздней диагностики психической патологии у школьников рассматривается низкая выявляемость психических расстройств в связи с недостаточной осведомленностью смежных специалистов (неврологов, педиатров и логопедов) о признаках психической патологии, требующей обращения к психиатру, низкий уровень знаний родителей о порядках и правилах оказания психиатрической помощи, опасениях, что их ребенок получит клеймо «психически больного» или «ненормального». Российские авторы подчеркивают недостаточное развитие системы психиатрической помощи школьникам, ее недоступность вне крупных городов и отсутствие знаний как у родителей, так и у врачей первичного звена о возможностях получения лечения и реабилитации в государственных учреждениях [2, 4, 5, 12].