По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Психические расстройства у учащихся младших классов и оказываемая им помощь — состояние проблемы

В. В. Дворянинова врач-психиатр Университетского центра психологии и развития детей ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, Нижегородская область, г. Дзержинск, e-mail: dvoryaninova.nika@yandex.ru.
Л. Н. Касимова профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой психиатрии, ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: kasimovaln@inbox.ru.
О. В. Баландина руководитель Университетского центра психологии развития детей, ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: oksa-nn@mail.ru.
Е. Д. Божкова кандидат медицинских наук, и. о. заведующего кафедрой общей и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: readytotalk@mail.ru.
Ю. Е. Катерная ассистент кафедры психиатрии, ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: katernaya.yulia@gmail.com.
В. В. Катунова кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Приволжский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: katunova@mail.ru.

Поздняя диагностика психических расстройств у младших школьников, несвоевременное и неполное оказание помощи этой категории детей приводят к формированию у них стойких выраженных нарушений в дальнейшем. В статье представлены результаты обследования учащихся 1-х и 2-х классов 12 школ Нижнего Новгорода. Среди всех выявленных психических нарушений 39,4 % нарушений представлено невротическими расстройствами, 17,4 % приходилось на долю резидуальной органической патологии центральной нервной системы, у 17,4 % диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью, в 14,0 % случаев выявлены специфические расстройства развития школьных навыков. Анализ оказываемой обследованным детям специализированной помощи показал, что наиболее часто помощь оказывалась неврологом и логопедом, обращаемость к психиатру, психологу, дефектологу и нейропсихологу была крайне низкой.

Литература:

1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: BookScriptor, 2016. — 524 с.

2. Касимова Л. Н., Демчева Н. К. Катерная Ю. Е. Влияние социальных факторов на психическое здоровье подростков // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2017. — № 9 (92). — С. 3–13.

3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств: Исследовательские диагностические критерии. — СПб.: ВОЗ, 2008. — 208 с.

4. Wolraich M., Lambert W., Doffi ng M. [at al.] Psychometric Properties of the Vanderbilt ADHD Diagnostic Parent Rating Scale in a Referred Popula-tion // Journal of Pediatric Psychology. — 2003. — № 28 (8). — P. 559–568.

5. Психологические факторы, влияющие на активность поиска медицинской помощи пациентами, страдающими пограничными психическими расстройствами / Б. Д. Цыганков, Я. В. Малыгин, С. Ф. Исмаилова, А. С. Зыкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2014. — № 3 (84). — С. 9–15.

6. Совершенствование психиатрической помощи детскому и подростковому населению Москвы (вопросы организации и терапии) / Е. Л. Усачева, О. Ф. Панкова, П. В. Безменов, Т. П. Тарасова, А. В. Абрамов, И. В. Дорина // Фарматека. — 2016. — № 4. — С. 11–18.

7. Adult psychiatric outcomes of bullying and being bullied by peers in childhood and adolescence / W. E. Copeland, D. Wolke, A. Angold, E. J. Costello // JAMA Psychiatry. — 2013. — Vol. 70. — P. 419–426.

8. Carli V. A newly identifi ed group of adolescents at «invisible» risk for psychopathology and suicidal behavior: fi ndings from the SEYLE study / V. Carli, C. W. Hoven, C. Wasserman // World Psychiatry. — 2014. — Vol. 13. — № 1. — P. 78–86.

9. Epidemiology of mental disorders in children and adolescents / K. R. Merikangas, E. F. Nakamura, R. C. Kessler // Dialogues Cli. Neurosci. — 2009. — Vol. 11. — № 1. — P. 7–20.

10. Gilburt H. The importance of relationships in mental health care: A qualitative study of service users’ experiences of psychiatric hospital admission in the UK / H. Gilburt, D. Rose, M. Slade // BMC Health Services Research. — 2008. — № 8. — P. 92–104.

11. National Research Council and Institute of Medicine. Preventing mental, emotional, and behavioral disorders among young people: progress and possibilities. — Washington, DC: The National Academic Press; 2009. — 592 p.

12. The relationship between internalized stigma and quality of life among people with mental illness: are self-esteem and sense of coherence sequential mediators? / P. Świtaj, P. Grygiel, A. Chrostek, I. Nowak, J. Wciórka, M. Anczewska // Qual Life Res. — 2017. — Vol. 26 (9). — P. 2471–2478.

13. Wolraich M., Lambert W., Doffi ng M. [at al.] Psychometric Properties of the Vanderbilt ADHD Diagnostic Parent Rating Scale in a Referred Popula-tion // Journal of Pediatric Psychology. — 2003. — № 28 (8). — P. 559–568.

Изучение распространенности, терапии и профилактики разных групп психических расстройств у школьников в настоящее время актуально по ряду причин.

1. Результаты катамнестического исследования взрослых пациентов с психическими расстройствами показывают, что зачастую (от 5 до 25 %, по данным, представленным разными авторами) первые признаки психической патологии появляются в детском и подростковом возрасте, но в подавляющем большинстве случаев пациенты не получают необходимой помощи в это время, и заболевание прогрессирует в дальнейшем [7, 8, 10].

2. Психические расстройства, начинающиеся в школьном возрасте, приходятся на период активной социализации ребенка, что приводит к трудностям в социальной адаптации, затруднениям во взаимодействии со сверстниками и, как следствие, проблемам в общении в старшем возрасте [6, 7, 10].

3. Психические расстройства в детском возрасте крайне негативно сказываются на обучении ребенка, что приводит как к низким результатам, так и к недостаточной мотивации к продолжению образования в более старшем возрасте [10].

4. Лечение и реабилитация поздно выявленных психических расстройств среди детей и подростков, а также создание специфических условий для получения образования и воспитания детей с проблемами психического здоровья требуют значительных финансовых затрат [5, 9, 10].

Среди возможных причин недостаточной и поздней диагностики психической патологии у школьников рассматривается низкая выявляемость психических расстройств в связи с недостаточной осведомленностью смежных специалистов (неврологов, педиатров и логопедов) о признаках психической патологии, требующей обращения к психиатру, низкий уровень знаний родителей о порядках и правилах оказания психиатрической помощи, опасениях, что их ребенок получит клеймо «психически больного» или «ненормального». Российские авторы подчеркивают недостаточное развитие системы психиатрической помощи школьникам, ее недоступность вне крупных городов и отсутствие знаний как у родителей, так и у врачей первичного звена о возможностях получения лечения и реабилитации в государственных учреждениях [2, 4, 5, 12].

Для Цитирования:
В. В. Дворянинова, Л. Н. Касимова, О. В. Баландина, Е. Д. Божкова, Ю. Е. Катерная, В. В. Катунова, Психические расстройства у учащихся младших классов и оказываемая им помощь — состояние проблемы. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: