Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях предупреждает: «допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке … обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на … юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей» (статья 5.27.1. пункт 3) [1]. Учитывая размер штрафа — от ста десяти тысяч рублей за одного работника (!), руководители образовательных учреждений предпочитают проводить психиатрическое освидетельствование педагогических работников, невзирая на спорный характер юридических оснований этого мероприятия.
Так, информационный ресурс Роструда «Онлайнинспекция.рф» в 2017 году [2] считал необходимым такое освидетельствование, а в 2018 году этот же ресурс обосновывал противоположное мнение [3].
Отказ от прохождения этой процедуры был бы экономически выгоден для учебных заведений и благожелательно встречен педагогическими работниками.
Цель настоящей работы — провести оценку действующих нормативно-правовых актов по вопросу необходимости проведения психиатрического освидетельствования педагогических работников высшей школы для разработки комплекса мер по снижению платежей работодателя на его прохождение.
Задачи:
1. Дать анализ действующих нормативных документов, регулирующих прохождение процедуры психиатрического освидетельствования для педагогических работников учебных заведений.
2. Установить возможность использования результатов специальной оценки условий труда для обоснования обязательного психиатрического освидетельствования.
Проведен детальный анализ действующих нормативно-правовых актов с точки зрения определения приоритетности и выявления несоответствий, изложенных в них требований.
При направлении сотрудников университетов и других учебных заведений на психиатрическое освидетельствование чаще всего ссылаются на ст. 213 Трудового кодекса РФ, постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 № 337, постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 и приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н [4–7].