Прозрачность (англ. transparency) — это свойство объекта, доступность его структуры, внутренних связей и некоторых свойств для наблюдения внешним по отношению к объекту акторам. Данное определение универсально1 и может относиться как к физическим объектам, так и к изучаемым в рамках социально-экономических наук. В социально-экономическом дискурсе прозрачность — это способность объекта стать «видимым» для внешних акторов, быть представленным во внешнюю среду посредством некоторых языковых или семантических средств, понятных в этой внешней среде, быть подвергнутым процедурам контроля и аудита, верификации его свойств, сопоставления его свойств с эталонами; она «является условием осуществления общественного контроля, ею задаются его возможности и ограничения» [11].
Прозрачность реализуется через выстраивание политик, процедур и практик, которые позволяют пользователям (гражданам, организациям, институтам) иметь: 1) доступ к информации; 2) возможность пользоваться этой информацией для принятия собственных управленческих решений, что подразумевает такие способы её организации и представления, которые были бы понятны всем заинтересованным лицам.
Три компонента прозрачности, каждый из которых имеет самостоятельное значение, обеспечивают подотчётность социально-экономических систем и акторов: 1) прозрачность процесса принятия решений; 2) прозрачность процессов реализации этих решений; 3) прозрачность результата.
Прозрачность в академической среде проявляется множеством форм. Основными нам кажутся следующие:
— сведения персонального характера — от публикации данных о доходах ректоров вузов до персональных страниц отдельных преподавателей и исследователей;
— результаты академической деятельности — от текстов научных и методических публикаций до научно-популярных проектов типа postnauka.ru, theoryandpractice.ru, antropogenez.ru и др.;
— сведения об отдельных организациях — научных и образовательных;