Говоря о реформировании таможенных органов, которое мы проводим, очень важно отметить, на каком этапе мы находимся сегодня, что сделано, что удалось сделать, что еще предстоит сделать. Скажу несколько слов о том, где мы находимся в данный момент. Напомню, что в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 г., утвержденной решением Президента РФ, поддержанной Правительством РФ и Министерством финансов, до конца 2020 г. должно быть создано 16 территориально распределенных центров электронного декларирования. На сегодняшний день создано 12 ЦЭДов в соответствии с существующими потребностями внешнеэкономической деятельности: Балтийский, Калининградский, Областной, Акцизный, Авиационный, Новороссийский, Владивостокский, Энергетический. Также созданы электронные таможни: Приволжская, Уральская, Северокавказская, Сибирская. Вот такая картина. В следующем году будут введены в эксплуатацию четыре крупных объекта: Северо-Западная, Центральная, Южная и Дальневосточная электронные таможни. Таким образом, сегодня мы прошли почти три четверти пути, и есть уже определенные результаты, о которых можно говорить.
Сегодня 66,5 % всех деклараций на товары обрабатываются в центрах электронного декларирования. К концу следующего года концентрация таможенного оформления в ЦЭДах достигнет 95 %, то есть мы идем полностью в соответствии с графиком, и это дает нам единообразие правоприменения, работы наших таможенных органов, что уже почувствовал бизнес. Предприниматели отмечают, что единообразие принимаемых решений повышается. Собственно говоря, одна из целей реформы — это единообразие практики, уход от возможностей не то что от коррупционных схем, а от самой коррупции. На последнем совещании с начальниками таможенных постов — центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля — мы задавали вопрос: сколько контактов с участниками ВЭД в ЦЭДах? Ответ: их нет.
Второе направление — для чего мы это делаем? Что нужно бизнесу, чего бизнес хочет от таможни? Бизнес хочет от таможни быстрого выпуска товаров, скорости предоставления услуги, если хотите, и правомерности принятия решений, равного отношения ко всем. Я имею в виду добросовестный бизнес, когда это не связано ни с какими административными или тем более уголовными правонарушениями. Хочу подчеркнуть, мы говорим исключительно про сроки таможенного оформления грузов. Для импорта в наиболее значительной степени сократились средние сроки выпуска для безрисковых товаров. У человека непосвященного сразу возникает вопрос — за счет чего такой рывок, такое сокращение сроков? Ответ очень простой. Это внедрение электронного декларирования. В 2014 г. в силу закона электронное декларирование в РФ стало обязательным, и, по сути дела, сразу после внедрения электронного декларирования мы начали потихоньку внедрять автоматизацию процедур при декларировании. И на сегодня вот чего мы достигли: доля авторегистрации экспортных деклараций в 2014 г. составляла 1 %, в 2015 г. — 28, в 2016 г. — 36, в 2017 г. — 55, в 2018 г. — 83, в 2019 г. — 88 %. Таким образом, 88 % всех экспортных деклараций регистрируются автоматически, без участия человека, то есть таможенный инспектор не участвует, все делает машина. Когда мы говорим об использовании искусственного интеллекта в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., по сути дела, он сейчас здесь уже есть. Доля автовыпуска экспортных деклараций в 2015 г. — 5 %, в 2016 г. — 20, в 2017 г. — 28, в 2018 г. — 47, в 2019 г. — 58 %. Я подчеркну, проценты по автовыпуску считаются для компаний низкого уровня риска, то есть мы автоматически выпускаем декларации только этой категории участников ВЭД. Понятно, что они представляют только определенный сегмент рынка, хотя и достаточно большой, уже более 50 %, если считать по количеству не компаний, а деклараций, которые они подают. В абсолютных цифрах это более 30 % экспортных деклараций, которые сегодня выпускается полностью автоматически. Доля авторегистрации импортных деклараций в 2016 г. составляла 1 %, в 2017 г. — 11, в 2018 г. — 36, в 2019 г. — 51 %. Доля автовыпуска импортных деклараций компаний низкого уровня риска в 2017 г. составляла 7 %, в 2018 г. — 27, в 2019 г. — 46 %. Вот, собственно говоря, объяснение сокращения сроков выпуска товаров.