В джазе тенденция к синтезу включается еще с 1950-х гг.: третье течение, джаз-рок, фьюжн, этно-джаз, поп-джаз… К тому времени сформировалось множество параллельно существующих стилей, что не могло не спровоцировать самые разные формы синтеза (подобные синтезы давно уже осуществляются и в академической, композиторской музыке — это общая тенденция).
Джаз все более питается внешними источниками, синтетическая тенденция становится все более глобальной. Вот, например, анонс одного из концертов ансамбля Jazzator в Московском культурном центре «Дом»: «В звучании московского состава минимализм легко уживается с фортепианными пассажами в духе Прокофьева и Бартока, фри-джаз с панком, а свободный вокальный эксперимент — с фольклорными мотивами» [5].
Из российских музыкантов, культивирующих подобные глобальные объединения, нельзя не назвать московскую группу «Второе приближение» Андрея Разина — Татьяны Комовой — Игоря Иванушкина (новый джаз, новая компонированная и этническая музыка), новосибирского пианиста Романа Столяра — импровизатора-полистилиста, тяготеющего к постмодернистской эклектике как системе. Лет десять назад Столяр издал практический курс «Современная импровизация» [4], адресованный джазовым пианистам вузов, где он знакомит потенциальных студентов с полифонией барокко, классико-романтической тональностью, расширенной тональностью, атональностью, пуантилизмом, додекафонией и сериализмом, симметричными ладами, сонористикой, алеаторикой, минимализмом, индийской классической музыкой, мугамом и, конечно, джазом. По мнению автора, чем большим количеством стилистических элементов владеет современный импровизатор, тем богаче его палитра и, соответственно, конечный результат.
А что такое «Поп-механика» Сергея Курёхина? Концептуальная полистилистика или просто провокация? В разное время (до его смерти в 1996 г.) в поп-механиках успели поучаствовать все продвинутые люди нового джаза — от Анатолия Вапирова и Сергея Летова до Владимира Волкова и Валентины Пономарёвой, рок-музыканты от Бориса Гребенщикова до Виктора Цоя, а также оперные вокалисты, цыганские хоры, актеры, художники. А еще участниками этих перформансов на грани цирка были животные, птицы, пожарники, трансвеститы, военные оркестры… В контекст «Попмеханики» включалось все — даже гимнастические упражнения и религиозные культы. Скорее, все же второе — эклектика как провокация.