По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-1/-9 DOI:10.33920/nik-01-2509-02

Провоцирующий инцидент мансийского мифа в легенде о черной березе

Косполова Наталья Эмильевна ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры», Россия, 625039, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 54, кв. 70, E-mail: koospol@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2759-3016

Данная статья, родившаяся в ходе авторского переложения в стихотворную форму мансийского мифа о черной березе, посвящена анализу коллизий этой легенды. При рассмотрении аналогичных сюжетных линий в творчестве А.М. Коньковой (псевдоним «Бабушка Аннэ»), 110-летие которой мансийский народ отмечает в 2026 г., обозначился ряд контекстных параллелей, на которых стоит остановиться подробно. Автором обосновывается определение жанра текста легенды как мифологической драмы, примера героического эпоса протоугров, что дало возможность анализировать его в драматургическом контексте [Горина, 2014, С. 16]. Предметом исследования стала повышенная устойчивость компонентов мифа: образов, мотивов, эпизодов и узловых сюжетных линий, рассматриваемых нами как провоцирующие инциденты. На фоне значимых и наиболее распространенных образов и эпизодов угорского мифа (тема красоты как блага, эпизоды походов за невестой и образ «особенного дерева») для детального анализа выбран эпизод «Лесная встреча» как формообразующий в сюжетной канве мифа. Автор обосновывает уместность при анализе замены термина «угорский фольклор» на «мифологический продукт». При анализе учтены не только полисемантичность текста, но и особенности ментальности одной из самых малочисленных угорских народностей — манси, избежавшей профессиональной литературной объективации. Сравнительный анализ сходных сюжетных коллизий мифологических продуктов различных народов позволяет предположить наличие универсального первоисточника. Гипотезой работы стало предположение, что устойчивые провоцирующие инциденты — показатель присутствия архетипических, слабо изменяемых во времени пластов мифа, требующих отдельной интерпретации и вычленения информативных компонентов, вокруг которых наслаиваются поздние и местные модификации и нововведения. Актуальность исследования происходит от недостаточной выборочной разработки текстов, как правило, выпеваемых, декламируемых или разыгрываемых в лицах носителями языка [Косполова, 2012, с. 16] и требующих интерпретации с учетом драматургического контекста. Современные исследования посвящены конкретным персонажам угорского мифа и перечислению источников, записанных от информаторов [Панченко, 2019, с. 694]. Работа указывает на необходимость дополнительных исследований динамичных и статичных «полей» мифов, предлагаемых обстоятельств и провоцирующих инцидентов мифа, для чего прозаический текст «Черной березы» дан с фрагментами рифмованной авторской версии.

Литература:

1. Тарасова А.В. Образ «особенного дерева» и его трансформации в пространстве южнокорейского телесериала (текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение») [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obraz-osobennogo-dereva-i-ego-transformatsii-v-prostranstve-yuzhnokoreyskogo-teleseriala/viewer. — С. 45–77 (дата обращения: 28.07.2025).

2. Головнев А.В., Перевалова Е.В. Вожди обских угров и ненцев (по данным фольклора) // Вестник Томского государственного университета. — История. — 2017. — № 49. — С. 115–122.

3. Горина Е.Ф. Очерки мифологии и палеоистории культуры в двух томах. Т. 1. Очерки древнегреческой мифологии и палеоистории культуры. — М.: ООО «Онли-Пресс», 2014. — 560 с.

4. Ермакова В. Северная душа // Сибирское богатство. — 2018. — № 6 (194). — Тюмень: АНО «Тюменская область сегодня», 2018. — С. 82–85.

5. Золотарев А.М. Новые данные о тунгусах и ламутах XVIII века // Историк-марксист. — 1938. — № 2 (16). — С. 88.

6. Кавко А.П. Японские реалии. — Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 1973. — 208 с.

7. Кантелекар / Пер. с финского; сост. У.С. Конкка. — М.: Современник, 1985. — 399 с.

8. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. — М.: Мария, 1993. — 56 с.

9. Косполова Н.Э. Антропологические методы исследования мансийских сказок (на примере творчества А.М. Коньковой) // Язык и культура. Сб. статей XXVI Международной научной конференции, 27–30 октября 2015 г. — Томск: Изд. дом ТГУ, 2016 — 390 с.

10. Косполова Н.Э. Древняя угорская сказка как пример эстетической, этической и антропокоммуникации. Типология угорских сказаний и их персонажей (на примере творчества А.М. Коньковой) // Социум, культура, личность, досуг. Материалы III Международной научной конференции, 20–21 апреля 2012 г. — Тюмень: Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, 2012. — 148 с.

11. Косполова Н.Э. Звездные контуры земных дел (Сага о вогулах) // Врата Сибири, альманах. — № 2 (61). — Тюмень: АНО «Тюменская область сегодня», 2023. — С. 120–124.

12. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. Первая половина XVIII века. Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Книжное издательство, 1983. — 176 с.

13. Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе. Сб. в честь 75-летия Елеазара Моисеевича Мелетинского / Российский государственный гуманитарный университет. — М.: Российский университет, 1993. — С. 139–152.

14. Панченко Л.Н. Персонажная структура мансийского фольклора: Лесная женщина Миснэ // Вестник угроведения. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 692–701.

15. Конькова А.М. // Архив Косполовой Н.Э. Неизданные рукописи.

16. Чжао Лицзинь. Культурно-языковые различия между Китаем и Россией // Journal of science. — Lyon. — 2021. — № 16. — Vol. 1. — 77 p.

17. Koospolova N. Archetypic and ceremonial interpretation of mansi people fairy tale // Journal of science. — Lyon. — 2021. — № 16. — Vol. 1. — 77 p.

1. Tarasova A.V. The image of a “Special” tree and its transformation in the space of a South Korean TV series // [Electronic resource.] https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-osobennogo-dereva-i-ego-transformatsii-v-prostranstve-yuzhnokoreyskogo-teleseriala/ viewer (Accessed 28.07.2025).

2. Golovnev A.V., Perevalova E.V. Leaders of the Ob Ugrians and Nenets leaders // Tomsk State University Bulletin. — History. — No 49, 2017. — Р. 115–122.

3. Gorina E.F. Essays on mythology and paleohistory of culture in two volumes. Volume one. Essays on greek mythology and paleohistory of culture. — Moscow: Only-press, 2014. — 560 p. — Р. 16–17.

4. Ermakova V. North soul // Siberian wealth. — No 6 (194), 2018.

5. Zolotarev A.M. New intelligence about the Tungus and about the Lamuts XVIII c. // Marxist historian. — 1938. — No 2 (16). — Р. 88.

6. Kavko A.P. Japanese realities. — Vladivostok: Far Eastern Federal University, 1973. — 208 p.

7. Kantelekar. Finnish Folk Songs Collections // Finnish transcription. Complier U.S. Konkka. — Moscow: Contemporary, 1985. — 399 p.

8. Konkova A.M. Fairy tales by grandma Anne. — Moscow: Maria, 1993. — 56 p.

9. Kospolova N.E. Anthropological methods of studying mansi people fairy tales based on the example of Konkova A.M. creativity // Language and culture. Bulletin XXVI international scientific conference 27–30 October 2015 // Tomsk. Tomsk State University Publishing house, 2016. — Р. 200–204.

10. Kospolova N.E. Archaic Ugrian fairy tale as example anthropological, ethical and aesthetical communication (based on the example of Konkova A.M. creativity). Society, culture, personality, leisure. Bulletin III international scientific conference 20–21 April 2012 // Tyumen State Institute of culture, 2012. — 148 p.

11. Kospolova N.E. Starry contours of earthly affairs (The Saga of the voguls) // Gates of Siberia. — Almanac No 2 (61), 2023. — 200 p.

12. Lindenau J.I. Description of the peoples of Siberia. First half of the XVIII century. — Magadan: Publishing house, 1983. — 176 p.

13. Novik E.S. The structure of a fairy tale trick. From myth to literature // Russian State Humanitarian University. — Moscow: Russian University, 1993. — 352 p. — Р. 139–152.

14. Panchenko L.N. Structure of characters of Mansi folklore: the forest woman Misne // Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation // Hungarian Herald. — T. 9, No 4. — 2019. — Р. 692–701.

15. Konkova A.M. Manuscripts // Kospolova's N.E. Archive.

16. Zhao Lijin. Cultural and linguistic differences between China and Russia // Journal of science. — Lyon No 16, 2021. — Vol. 1. — 77 p. — Р. 58–60.

17. Kospolova N.E. Archetypic and ceremonial interpretation of mansi people fairy tale // Journal of science. — Lyon, No 16, 2021. — Vol. 1: Cultural sciences. — 77 p. — Р. 15–18.

Статья поступила 01.08.2025.

Статья одобрена к публикации 11.08.2025.

Особенность мансийского эпоса, по сведениям носителя языка и автора уникальных литературных документов А.М. Коньковой, — это многозначность символики, чистота поэтического резонанса, повышенный лаконизм немногочисленных записанных вариантов и многослойность разновременных реплик, уплотняющих миф, «сворачивающих» его, как свиток, при исполнении требующих определенных навыков «развертывания», истолкования и исполнения. В отличие от ханты и ненцев, манси исторически имели отношение к передаче информации предков, называя себя «человек песни, человек сказки» [Косполова, 2015, с. 200–204; Косполова, 2021, с. 15–18]. Неслучайно значение в итоговом продукте, исполняемом устно в течение веков, имеют не только отдельное слово, но и порядок и сочетание слов, доминирование распространенных причастий и ситуативная логика. От исполнителя требовалось соприкосновение с жреческой культурой, а от воспринимающего субъекта — особая поведенческая и бытовая культура, что необходимо учитывать при переложении в стихотворную форму.

В мифологическом продукте, представшем перед нами, различимы семантические уровни обиходного значения, воспитательного, игрового и жреческого.

Воспитательная семантика «Черной березы» лаконична: любовь к животным, подчиненное отношение ко всему живому в соответствии с тотемной и охотоведческой этикой; верность клятве и уважение Учителей в соответствии с основами родового семейного права, будь то превосходящие по званию, старшие по роду, шаманы, «знатцы» или просто преклонного возраста люди. Понятие «Дух (Хозяин) места», базовое в промыслах манси, хантов и ненцев, прививалось, в частности, через образ священного, или заверованного, дерева, которым могли оказаться лиственница (в силу самой большой распространенности этого дерева в России) и, как убеждаемся, береза, активно используемая в мифологии, с которой в культуре северных народов связаны всевозможные трансформации [Чжао Лицзинь, 2021, с. 58–60; Тарасова].

Для Цитирования:
Косполова Наталья Эмильевна, Провоцирующий инцидент мансийского мифа в легенде о черной березе. Вопросы культурологии. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: