Авангардизм, дадаизм и сюрреализм породила Первая мировая война. Самые возвышенные намерения и патриотические чувства западной молодежи оказались горячим материалом для зверских и до абсурда бесчеловечных событий.
Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники пришли к отрицанию реальной действительности вообще. Они пытались пробудиться от кошмарного сна истории, которая рождалась военными событиями. Призывали учиться выходить за рамки общества, культуры и человечности.
Итак, юные авангардисты задумали подорвать устои культурной картины мира, используя все новейшие достижения мысли, науки, техники и философии. Причем делали они это феерично! Никаких громких, мятежных лозунгов, никаких открытых бунтов и восстаний! Художники понимали, что этот этап уже пройден Маринетти и Малевичем.
Негромким, интеллигентным, хорошо поставленным голосом выговаривались совершенно беспардонные, шокирующие, а иногда даже грязные постулаты.
Так, например, в 1917 году на выставке Общества независимых художников США Марселем Дюшаном был представлен самый обыкновенный писсуар. Однако для достопочтенной комиссии он был преподнесен в ином функциональном ракурсе, а именно — фаянсовый «Фонтан» для выставки. На объекте искусства гордо читалась подпись мастера: R. Mutt (Р. Дурак).
К слову сказать, одним из основателей Общества независимых художников был сам Дюшан. Но даже это не повлияло на решение. Произведение Дюшана не было официально отклонено комитетом, так как по правилам Общества у художников, заплативших взнос, все работы должны в обязательном порядке быть приняты.
Однако напоказ работа не была выставлена. Этой чести удостоилась студия Альфреда Стиглица. Там же «Фонтан» был сфотографирован, а фото опубликовано в журнале The Blind Man. Оригинальный «Фонтан» считается утерянным или уничтоженным.
Это была самая яркая демонстрация уже необратимо начавшегося переосознания ценностей в формировании мирового искусства и цензуры в военное и поствоенное время.