В апреле Татарстан потерял деревню XVII века Мартыш. Жить там было нельзя — населенный пункт попал в санитарную зону Нижнекамского промышленного узла. Людей расселили в Набережных Челнах и Нижнекамске, а 11 жилых домов и два недостроя в Мартыше были определены под снос.
Когда из дома «выгоняет» угроза здоровью — это скорее исключение из правил. Вот уже несколько десятилетий в России стремительно вымирают деревни — люди уезжают и больше не возвращаются по собственной воле.
Сценарий всегда, с оговоркой на экологические катастрофы, примерно такой. Трудоспособное население переезжает в города, затем из-за разрушения экономической базы свертывается инфраструктура. Уходят фельдшерско-акушерские пункты, почта, магазины, школы. Уходят все. И деревня исчезает. Только пожилые люди остаются доживать свой век.
За 30 лет в России исчезло 34 тыс. деревень, указал лидер фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Хафиз Миргалимов. Если наглядно — это как если бы каждый день в течение 30 лет вымирало по три деревни.
Иногда населенный пункт настолько опасно балансирует на грани исчезновения, что простого молотка достаточно, чтобы эта грань стерлась. В 2009 году 22-летний мужчина ворвался в дом пожилой пары в деревне Виноградовка в Мордовии. Он схватил из дома молоток и размозжил черепа пенсионерам, убив их обоих и сбежав с 4000 руб. и телефоном, сообщили власти.
Двойное убийство, за которое преступник отбывает 16 лет тюремного заключения, не только оборвало жизни пенсионеров, но также фактически превратило Виноградовку в призрак. Это были последние два человека, зарегистрированные там.
Еще в начале прошлого века наша страна считалась исключительно крестьянской державой. В деревнях проживало более 80 % населения. Сейчас ситуация изменилась кардинально — в сельской местности живут только 25 % россиян.
Раньше переезд из деревни в город открывал новые возможности, сегодня же перспективы выглядят довольно мрачными — многие вынуждены мириться с жизнью в спартанских условиях. Тогда почему народ все равно рвется в города?